29 апреля 2020, 03:04
Итоги первого квартала 2020 года на рынке отелей Москвы и Санкт-Петербурга подвели аналитики компании JLL. Аналитики называют результаты беспрецедентно низкими за всю современную историю рынка и говорят о еще большем снижении во втором квартале в связи с тем, что апрель и май работающие гостиницы проведут с минимальным уровнем загрузки в пределах 5-10%.
Динамика операционных показателей
В первом квартале 2020 года средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц Москвы составила 67%, что на 16% ниже аналогичного показателя 2019 года (80%).
Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) практически не претерпел изменений и составил 7 600 руб. Доходность на номер (RevPAR) снизилась на 15% к аналогичному периоду прошлого года и составила 5 100 руб. Январь-февраль характеризовались положительной динамикой к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее, в марте загрузка снизилась на 50-55% до 18-30%, в зависимости от сегмента. В течение месяца показатель RevPAR в Москве снизился на 46%.
В Санкт-Петербурге средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц в первом квартале 2020 года составила 38%, что на 13% ниже аналогичного показателя 2019 года (44%). ADR вырос на 3% до 4450 руб., показатель RevPAR снизился на 10% и составила 1 700 руб. Январь и февраль также, как и в Москве, характеризовались восходящим трендом, в январе показатель доходности на номер вырос на 17%, а в феврале на 6%, однако уже в марте было зафиксировано снижение на 44% к марту прошлого года.
По словам руководителя направления гостиничного бизнеса JLL Яны Ухановой, во втором квартале ожидается, что RevPAR по московским гостиницам снизится как минимум на 65%. Для Петербурга снижение будет еще более резким, ведь на второй квартал приходится ПМЭФ и период «белых ночей». В условиях низкого спроса гостиницам придется проводить гибкую ценовую политику. «По нашим оценкам, второй квартал 2020 года будет характеризоваться наиболее низкими показателями по году», – отмечает Уханова.
Стрессоустойчивые отельеры
Несмотря на критичное снижение спроса, в Москве по состоянию на 20 апреля доступны для бронирования 65% всех присутствующих на рынке гостиниц, согласно данным OTA Insight (облачная платформа аналитики данных для гостиничной индустрии). Это сильно отличается от ситуации в Европе и на Ближнем Востоке. Например, в Париже готовы заселять гостей всего 8% отелей, а в Лондоне — 2%. На 30 марта 2020 года доля функционирующих отелей в большинстве городов Европы и Ближнего Востока не превышала 40%.
Особенностью нынешней ситуации, помимо глобальности пандемии и экономических последствий, является эмоциональная составляющая, связанная с вопросами безопасности каждого человека. В целом российские отельеры обладают высоким уровнем «стрессоустойчивости». Возможно, такой же уровень «стрессоустойчивости» покажут и внутренние туристы, за счет которых в первую очередь будет восстанавливаться локальный рынок гостиничной недвижимости.
Фото: pixabay.com
Гостиничный рынок в кризисы 2008 и 2014 годов
Анализируя и сравнивая с текущим кризис 2008 года, аналитики отмечают, что с момента снижения спроса в октябре 2008 года загрузка в московских гостиницах восстановилась ровно через год. При этом снижение тогда было незначительным по сравнению с нынешним и варьировало на уровне 5-10%. Первыми в строй вернулись отели уровня 3-4 звезды.
Вследствие падения спроса гостиницы были вынуждены снизить цены в среднем на 20%. Вернуться к прежнему уровню тарифов удалось примерно через четыре года. Лишь 2013 год ознаменовался высокими операционными показателями.
Гостиничный рынок Петербурга в 2008 года пострадал существеннее московского. Загрузка снизилась на 10-25 п.п. Рынок полностью восстановился только через 2,5 года, к летнему сезону 2011. Демократичные сегменты спроса восстановились быстрее, в основном за счет роста потока иностранных туристических групп в условиях девальвации рубля.
В кризис 2014 года на загрузке отелей Москвы сказалось снижение деловой активности. Основной спад произошел во второй половине года, гостиницы потеряли от 5 до 10 п.п. загрузки в зависимости от сегмента. Более высокие сегменты рынка восстанавливались медленнее, тем самым ограничивая возможности повышения тарифов по всему рынку.
Под влиянием кризиса загрузка гостиниц Санкт-Петербурга также существенно снизилась, на восстановление потребовалось полтора года. Однако кризис был локальным. На фоне девальвации рубля Санкт-Петербург стал популярным направлением для иностранных туристических групп, что позволило существенно нарастить объем спроса. Развился туризм выходного дня, который стал положительно влиять на загрузку гостиниц в высоких ценовых сегментах.
По мнению аналитиков, в текущей ситуации для восстановления загрузки потребуется от 1,5 до 3 лет, период восстановления тарифа будет более продолжительным.
Тренды, о которых все чаще начинают задумываться отельеры:
• активное внедрение универсальных инструментов с использованием Big Data;
• aвтоматизация и упрощение мелких механических процессов для разгрузки персонала гостиницы и оптимизации штатного расписания;
• ориентация на стратегический онлайн-маркетинг, в котором процессы продвижения автоматизированы и централизованы;
• большее доверие российским цифровым продуктам, максимально адаптированным под многофункциональные задачи управления отелем с учетом местной ситуации;
• переход в режим «легкого взаимодействия» с гостем, онлайн-форматов, которые обеспечивают гостю быструю реакцию на запрос и обмен документами;
• адаптация отелей к формату Bleisure (business & leisure / бизнес и отдых), новым форматам MICE.
1
Динамика операционных показателей
В первом квартале 2020 года средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц Москвы составила 67%, что на 16% ниже аналогичного показателя 2019 года (80%).
Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) практически не претерпел изменений и составил 7 600 руб. Доходность на номер (RevPAR) снизилась на 15% к аналогичному периоду прошлого года и составила 5 100 руб. Январь-февраль характеризовались положительной динамикой к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее, в марте загрузка снизилась на 50-55% до 18-30%, в зависимости от сегмента. В течение месяца показатель RevPAR в Москве снизился на 46%.
В Санкт-Петербурге средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц в первом квартале 2020 года составила 38%, что на 13% ниже аналогичного показателя 2019 года (44%). ADR вырос на 3% до 4450 руб., показатель RevPAR снизился на 10% и составила 1 700 руб. Январь и февраль также, как и в Москве, характеризовались восходящим трендом, в январе показатель доходности на номер вырос на 17%, а в феврале на 6%, однако уже в марте было зафиксировано снижение на 44% к марту прошлого года.
По словам руководителя направления гостиничного бизнеса JLL Яны Ухановой, во втором квартале ожидается, что RevPAR по московским гостиницам снизится как минимум на 65%. Для Петербурга снижение будет еще более резким, ведь на второй квартал приходится ПМЭФ и период «белых ночей». В условиях низкого спроса гостиницам придется проводить гибкую ценовую политику. «По нашим оценкам, второй квартал 2020 года будет характеризоваться наиболее низкими показателями по году», – отмечает Уханова.
Стрессоустойчивые отельеры
Несмотря на критичное снижение спроса, в Москве по состоянию на 20 апреля доступны для бронирования 65% всех присутствующих на рынке гостиниц, согласно данным OTA Insight (облачная платформа аналитики данных для гостиничной индустрии). Это сильно отличается от ситуации в Европе и на Ближнем Востоке. Например, в Париже готовы заселять гостей всего 8% отелей, а в Лондоне — 2%. На 30 марта 2020 года доля функционирующих отелей в большинстве городов Европы и Ближнего Востока не превышала 40%.
Особенностью нынешней ситуации, помимо глобальности пандемии и экономических последствий, является эмоциональная составляющая, связанная с вопросами безопасности каждого человека. В целом российские отельеры обладают высоким уровнем «стрессоустойчивости». Возможно, такой же уровень «стрессоустойчивости» покажут и внутренние туристы, за счет которых в первую очередь будет восстанавливаться локальный рынок гостиничной недвижимости.
Фото: pixabay.com
Гостиничный рынок в кризисы 2008 и 2014 годов
Анализируя и сравнивая с текущим кризис 2008 года, аналитики отмечают, что с момента снижения спроса в октябре 2008 года загрузка в московских гостиницах восстановилась ровно через год. При этом снижение тогда было незначительным по сравнению с нынешним и варьировало на уровне 5-10%. Первыми в строй вернулись отели уровня 3-4 звезды.
Вследствие падения спроса гостиницы были вынуждены снизить цены в среднем на 20%. Вернуться к прежнему уровню тарифов удалось примерно через четыре года. Лишь 2013 год ознаменовался высокими операционными показателями.
Гостиничный рынок Петербурга в 2008 года пострадал существеннее московского. Загрузка снизилась на 10-25 п.п. Рынок полностью восстановился только через 2,5 года, к летнему сезону 2011. Демократичные сегменты спроса восстановились быстрее, в основном за счет роста потока иностранных туристических групп в условиях девальвации рубля.
В кризис 2014 года на загрузке отелей Москвы сказалось снижение деловой активности. Основной спад произошел во второй половине года, гостиницы потеряли от 5 до 10 п.п. загрузки в зависимости от сегмента. Более высокие сегменты рынка восстанавливались медленнее, тем самым ограничивая возможности повышения тарифов по всему рынку.
Под влиянием кризиса загрузка гостиниц Санкт-Петербурга также существенно снизилась, на восстановление потребовалось полтора года. Однако кризис был локальным. На фоне девальвации рубля Санкт-Петербург стал популярным направлением для иностранных туристических групп, что позволило существенно нарастить объем спроса. Развился туризм выходного дня, который стал положительно влиять на загрузку гостиниц в высоких ценовых сегментах.
По мнению аналитиков, в текущей ситуации для восстановления загрузки потребуется от 1,5 до 3 лет, период восстановления тарифа будет более продолжительным.
Тренды, о которых все чаще начинают задумываться отельеры:
• активное внедрение универсальных инструментов с использованием Big Data;
• aвтоматизация и упрощение мелких механических процессов для разгрузки персонала гостиницы и оптимизации штатного расписания;
• ориентация на стратегический онлайн-маркетинг, в котором процессы продвижения автоматизированы и централизованы;
• большее доверие российским цифровым продуктам, максимально адаптированным под многофункциональные задачи управления отелем с учетом местной ситуации;
• переход в режим «легкого взаимодействия» с гостем, онлайн-форматов, которые обеспечивают гостю быструю реакцию на запрос и обмен документами;
• адаптация отелей к формату Bleisure (business & leisure / бизнес и отдых), новым форматам MICE.
1