Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Должны ли рестораны Москвы переводить сотрудников на удаленку

Должны ли рестораны Москвы переводить сотрудников на удаленку

12 Октября 2020, 02:10
С 5 октября столичные работодатели, согласно указу мэра Москвы, обязаны перевести на удаленную работу не менее 30% сотрудников и каждый понедельник отчитываться об этом через сайт mos.ru. Как быть в этой ситуации предприятиям общепита: ресторанам, барам, столовым – где технологический процесс организован так, что исключает возможность работать дистанционно? Официальных разъяснений от мэрии Москвы о том, как следует поступать общепиту и прочим предприятиям сферы услуг, пока не поступало. За комментариями «FoodService» обратился к экспертам по кадрам и самим участникам рынка.
shutterstock_1707297172.jpg

Вопрос о том, являются ли кафе и рестораны предприятиями, которые обеспечивают непрерывный технологический процесс, и можно ли не переводить на дистанционный режим работы их линейный персонал (официантов, поваров, водителей), был задан экспертам электронной «Системы «Кадры». Ниже приводим текст официального ответа.

«Согласно Указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ, московские работодатели должны обеспечить с 5 октября 2020 г. по 28 октября 2020 г. включительно перевод работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) на дистанционный режим работы:
– не менее 30% работников;
– всех работников из числа граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением граждан, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.

При этом данное требование не распространяется на:
• организации оборонно-промышленного комплекса, авиастроения,
• организации, входящие в состав государственной корпорации космической деятельности «Роскосмос»,
• организации, входящие в состав государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»,
• организации, осуществляющие работу по государственному оборонному заказу,
• организации электронно-технической отрасли, обеспечивающие деятельность указанных организаций,
• организации здравоохранения,
• иные организации, определенные Штабом по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.

Кафе и рестораны не входят в указанный перечень исключений, а также не являются предприятиями, которые обеспечивают непрерывный технологический процесс.

Также работодатели должны принять решение об установлении численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам):
– подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
– не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей.

Поваров, официантов, водителей можно отнести к работникам, не подлежащим переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования кафе и ресторанов.

Если характер работы не позволяет сотрудникам работать дистанционно, то можно либо предложить им взять отпуск (оплачиваемый, если есть не использованный, или без содержания), либо отправить их в простой. Для оформления простоя издайте приказ о продолжительности простоя и его оплате. Ознакомьте сотрудника с приказом под подпись. Так как простой связан с причиной, которая не зависит от организации и сотрудника, оплатите его в размере, не меньшем чем 2/3 его тарифной ставки или оклада. Такие правила установлены частью 2 статьи 157 ТК РФ».

Сами рестораторы резко высказываются о содержании указа. «В чем проблема с указом, кроме очевидной проблемы отнять и переписать у сотрудника данные карты «Тройка», – пишет на своей странице в facebook основатель сети «АндерСон» Анастасия Татулова – Первое: работающие посменно 2/2 или 3/1 или сутки/трое сотрудники – это и так 50% численности. Это очевидный факт, но он не пришел в голову тому, кто делал этот документ. Второе: можно сократить кассиров в ритейле, но очередь на кассу будет ровно настолько больше, насколько будет сокращено кассиров, и в ней будут, не соблюдая ничего, стоять в пять раз больше людей... Но самое важное, в чем системная проблема: корень зла в том, что тот, кто это пишет, и те, кто это согласовывают, ничего не знают о работе бизнеса, тем более в МСП, поэтому эти указы нежизнеспособны».

«Классическому ресторану с небольшим штатом некого отправлять на удаленку, – уверена управляющий партнер ресторанов «Menza. Паназиатская кухня» Яна Панина. – Сейчас у многих повар и официанты – вот и вся команда. Позволить себе отправить 30% на удаленку могут только ресторанные компании, у которых большой штат, есть офисные сотрудники».

О невозможности выключить сотрудников из технологического процесса говорят и другие рестораторы. «Я принимал участие в Zoom-конференции с руководителем Департамента предпринимательства Алексеем Фурсиным, – рассказывает индивидуальный предприниматель Дмитрий Ч., франчайзи одной из концепций в сегменте быстрого обслуживания. –Представители бизнес-сообщества из разных сфер ставили вопрос, что в сфере услуг и, в частности, в HoReCa, невозможно выполнить эти требования по «удаленке» 30% сотрудников. Иначе бизнес не сможет работать в принципе, если будет отправлять на удаленку людей, которые нужны в технологическом процессе. Наше предложение было уточнить этот указ для определенных сфер (в т.ч. общепит), разбив персонал на административную часть (бухгалтеры, HR) – здесь можно безболезненно отправить 30% людей на удаленку, и на линейных сотрудников (официанты, повара и пр.), на которых эти требования не распространяются. Чиновники признали, что это предложение имеет смысл и без целого ряда сотрудников невозможно вести деятельность. Но при этом все должны изыскать возможность и выполнить указ, чтобы мы все вместе «спасли мир и люди меньше болели». Имея в виду сокращение социальных контактов. Трудно сказать, как эти меры реально могут помочь. Работодатели будут вынуждены сохранять оплату труда сотрудников на удаленке. А реально проконтролировать их работу «из дома» и перемещения по городу не смогут. Кроме того, ответственность за нарушение режима «удаленки» для всех сторон точно не определена. Есть риск того, что «крайними» будут субъекты МСП, которые в текущем году и так поставлены на грань выживания».

Вечером 12 октября московские власти уточнили, что подать сведения о сотрудниках на удаленке можно не позднее 19 октября 2020 г. Рестораторы надеются, что в ближайшие дни от чиновников все же поступят официальные разъяснения, как предприятиям общепита работать, не нарушая технологический процесс, и при этом исполнить указ мэра, невыполнение которого грозит штрафом в размере 300 тыс. руб. в соответствии с КоАП РФ.

По информации некоторых участников рынка, таким решением станет подача сведений о посменном графике работы сотрудников ресторанов. «Рестораторам, в свете нового постановления об обязательных 30% удаленно работающих сотрудников, достаточно указывать сведения о посменных работниках, отсутствующих в ресторане в конкретный день. Об этом в субботу 10 октября мне лично и еще ряду рестораторов сообщил заместитель Алексея Фурсина, – комментирует ситуацию основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. – Собственно, это только добавляет нам формальной работы, поскольку в ресторанах персонал и так выходит посменно». Указывать в отчете, что сотрудники в ресторанах работают посменно и 100% штата не находится одновременно на рабочем месте, планирует и владелец ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов.

Update: 13 октября на сайте mos.ru вышли официальные разъяснения, которые подтверждают информацию о возможности для ресторанов установить посменный график работы. 
 «Может ли работодатель установить посменный режим работы, согласно которому на объектах будут находиться одновременно не более 70 процентов работников? – Да, может. Это не противоречит указу Мэра Москвы. При этом в данные, которые уже указаны в личном кабинете юридического лица и индивидуального предпринимателя на mos.ru, можно вносить изменения в любой момент», – говорится в материале сайта.

Материал дополняется.

Комментарии (0)