Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Общепит в России пострадал от карантина меньше, чем в Европе

Общепит в России пострадал от карантина меньше, чем в Европе

21 Мая 2020, 03:05
Российский рынок фудсервиса пострадал от пандемии меньше, чем индустрии крупнейших европейских стран (Италии, Испании, Франции, Великобритании и Германии), свидетельствуют данные NPD Group. Агентство оценило падение спроса после введения властями разных стран ограничительных мер и пришло к выводу, что дно российского рынка составило 25% обычного уровня продаж. Для сравнения, в Великобритании кривая опустилась до 15%, в Италии и Испании, где был введен самый жесткий карантин, – 10 %.

Такая ситуация на российском рынке сложилась благодаря фастфуду, кафе на заправках, розничным магазинам, торгующим готовой едой, и производственным столовым, считают аналитики. «У потребителей складывается апокалиптическое ощущение, что фудсервис схлопнулся и от рынка практически ничего не осталось. Однако четверть российской индустрии питания по-прежнему работает, – комментирует эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова. – На пищевых производствах открыты столовые, доля которых в России намного больше, чем в Европе. Люди покупают готовую еду в супермаркетах, автомобилисты – на заправках».

NPD_table_05_21

Самый динамичный канал на российском рынке HoReCa – рестораны быстрого обслуживания. Еще до пандемии на фастфуд приходилось более половины рынка крупных городов России, тогда как в Европе фастфуд занимал примерно треть. Последние несколько лет крупные сети активно развивали доставку через агрегаторы и с введением карантина им не пришлось начинать с нуля. Сейчас многие операторы тестируют систему click&collect, когда потребители делают заказ онлайн и заходят в ресторан только забрать заказ.

Как отмечает Марина Лапенкова, крупные сети фастфуда оказались более устойчивы к кризису: только у них есть drive thru и финансовые ресурсы, чтобы сообщить гостям о новых условиях обслуживания. Фастфуд стимулирует потребителей делать заказы через приложения или платформы агрегаторов доставки, чтобы покупка была более безопасной. Агрегаторы, в свою очередь, стараются максимально покрыть спрос и быстро подключают к своим системам новые заведения, иногда предлагая льготные условия подключения.

В России также развит сегмент пиццерий (9% всего рынка питания вне дома в 2019 году), изначально ориентированных на доставку, который меньше пострадал с введением карантина. Для сравнения, в крупнейших странах Европы доля пиццерий в сегменте фастфуда составляет около 4%.

При этом заметно изменилась мотивация потребителей при заказе доставки. Если раньше пиццу часто выбирали для детских праздников, встреч друзей или во время просмотра спортивных мероприятий, то сейчас об угощении для больших компаний не может быть и речи.

fastfood_cash

Основной удар пришелся на рестораны полного обслуживания, куда гости приходили за атмосферой, яркими впечатлениями и эмоциями, уникальной кухней и сервисом. Эти заведения в меньшей степени ориентировались на доставку и продажу еды навынос. По прогнозам NPD, рестораны полного обслуживания будут дольше других форматов восстанавливаться после снятия карантина, а некоторым, к сожалению, не удастся открыться вновь. «В результате российский фудсервис еще сильнее сместится в сторону фастфуда, – объясняет Марина Лапенкова. – К тому же, потребители считают, что крупные сети лучше независимых ресторанов следят за тем, чтобы сотрудники следователи правилам гигиены, а безопасность сейчас волнует гостей больше всего».

Согласно исследованию NPD, большинство гостей утверждают, что выбирать будут только те места, которым они доверяют. Потребители также отдадут предпочтение заведениям, где соблюдаются правила гигиены и следят за чистотой, а также введены меры для организации социальной дистанции в зале. Сейчас россияне больше всего скучают по атмосфере и эмоциям, которые есть только в ресторанах, и времени, проводимом в ресторанах с семьей и друзьями.
Комментарии (0)