Яна Панина, управляющий партнер ресторанов «Менза. Паназиатская кухня»

К счастью, мы не закредитованы, но один из наших ресторанов в связи с реконструкцией в здании на Большой Дмитровке был вынужден переехать на Красный Октябрь. И даже косметический ремонт, который мы сейчас доделываем, отчетливо демонстрирует уровень инфляции. Так, один силовой электрокабель подорожал почти вдвое. Мало того, поставщики не выставляют счета – ни по кабелю, ни по лоткам для него, ни по ряду других позиций. Не можем добиться цен и на компрессоры для холодильных камер, не говоря уже об их отгрузке, и вот сейчас поступила информация, что компания Полаир полностью прекратила отгрузки на российский рынок. Ряд вопросов просто встал.
По алкоголю отдельная история: цены повысили с 1 февраля, и мы только согласовали и напечатали новую барную карту, как новый виток повышения цен тянет за собой еще одну переработку меню. В этой связи мы просто будем переклеивать ценники – не вижу смысла вкладываться в полиграфию.
Из самых ближайших мер – поднять цены на доставочную ветку: логистика, комиссия агрегаторам и упаковка не оставляет выбора - там, где по ресторану мы можем держаться на нуле или минимальной прибыли, в доставке уходим сразу в минус. Уже размышляем о том, чтобы вернуться на пластиковые боксы с запайкой для доставки суши-сетов. Сейчас у нас эффектные картонные. Из позитивных моментов – часть предприятий получили субсидии по коммуналке за третий квартал. Для нас это весомые суммы.
В целом, мы вряд ли уйдем с рынка, думаю, устоим. Да, потеряем часть гостей, но сейчас и нет цели оплачивать из своего кармана долю рынка. И потом, мы понимаем, что сейчас наши проблемы ничто по сравнению с гибелью людей и ситуацией, которая происходит в соседней стране.
Андрей Грязнов, учредитель Gryaznov Restogroup

По бургерам также рассматриваем дополнительных российских поставщиков мяса, с которыми сотрудничали ранее. В целом, будем работать в усеченном формате. Ситуация вынуждает снова сокращать персонал, поскольку выручки стремительно падают. Две недели назад в пятницу выручка ресторана была 500 тыс. рублей, в прошлую пятницу уже 80 тыс. рублей. Кроме того, арендодатели не дают скидок. Они откровенно говорят, что ресторанному рынку не выставили ограничений, а поднятие цен и отсутствие гостей – это не их проблемы. При этом эмоциональный фон очень тяжелый, паника, в таком состоянии по ресторанам не ходят. Вчера на ланч пришло на 80% меньше гостей, чем в прошлый понедельник. Сейчас мы, как и большинство других игроков отрасли, в режиме наблюдения – думаем, считаем, общаемся.
Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба»

Относительно алкоголя: российское вино, если импортного не будет, займет большую часть винных карт. Другой вопрос – что делать с виски и джином. Вопрос оборудования пока вторичен. С ним начнутся проблемы чуть позже, когда расходные материалы закончатся на складах. С арендодателями пока не общались, но переговоры нужно начинать. Хотя за время пандемии они хорошо научились говорить рестораторам «нет», поэтому шансов договориться немного. Поток гостей упал на 40%: поход в наши рестораны все-таки ассоциируется у гостей с праздником, а нынешний эмоциональный фон к этому не располагает. Да и многие в принципе уехали из Москвы.
В целом, наши рестораны в меньшей степени зависит от импорта – только овощи, фрукты и алкоголь. По мясу и рыбе мы полностью на российских производителях.
Борис Зарьков, основатель ресторанного альянса White Rabbit Family (выдержка из Telegram-канала ресторатора)

Работа с неопределенностью как и два года назад должна проходить на уровне анализа рисков, их предотвращения и работы с людьми. Наша задача сохранить бизнес и рабочие места. Мы несем огромную ответственность перед командой и их семьями.
Какие меры мы приняли по следующим рискам:
1. Падение выручки
- падение среднего чека
- падение гостевого потока!
(Проводим ежедневный анализ динамики посещаемости и среднего чека и количества гостей, рассматриваем причины и и предложения по сокращению меню и усилению маркетинга)
- Дефицит закупочного сырья!
(Ежедневный мониторинг цен и наличия продуктов и напитков)
- Изменение маркетинговой модели!
(В случае ухода рынка цифровых инструментов компании Google и Meta мы разработали план действий в маркетинге)
- Изменение модели оплат и отсрочек поставщиков! Возможен переход на предоплатную модель
(Проанализировали обьем денежных средств необходимых для перехода на новую модель. Необходимо создать финансовые резервы, и быть готовыми к отмене пост оплаты с отсрочкой платежа)
2. Рост фудкоста
- Поднятие цен на продукты как на импортные так и отечественные
(Пересмотрели меню, техкарт, цен. Подобрали замену исчезающим позициям, например тунец, япония скоро перестанет отгружать)
- Поднятие цен на импортные напитки и возможный его дефицит
(Сегодня нарушена логистика и какой-то алкоголь может просто исчезнуть.
Мониторинг и анализ цен и стоков у поставщиков)
Также рекомендую:
1. Подготовить стресс сценарий на падение выручки в виде P&L -30% и -50%
2. Подготовить план действий по:
- Сокращению sku в меню для сокращения расходов на персонал
- Сокращение зарплат
- Сокращение смен сотрудников
И не забываем, что цель сохранить рабочие места
3. Смотрим на динамику и пишем запросы на скидку арендодателям