09 июня 2020, 07:06
К таким выводам пришли аналитики Romir и BCG, проведя вторую волну исследования потребительских настроений на фоне пандемии COVID-19. Одновременно с этим, уровень тревожности в отношении путешествий, развлечений и походов в ресторан по отношению к апрелю снизился наиболее радикально в сравнении с другими сферами – на 7–10%.
Исследование показывает, что люди привыкают к «новой норме». Это видно, например, по ответам на вопрос о влиянии вируса на повседневную покупку продуктов. Так, в мае на утверждение «Коронавирус не повлиял на то, каким образом я планирую покупать продукты питания» положительно отреагировали 34% респондентов в Москве (+11% к апрелю), 41% (+12%) в городах-миллионниках и 47% (+13%) в остальных регионах. По мере снятия ограничений более половины опрошенных планируют вернуться к докризисному уровню трат в таких категориях как продукты питания, одежда и обувь, а также косметика.
Есть, однако, и категория граждан, которые считают, что их расходы никогда не вернутся к прежнему уровню. В отношении продуктов питания так говорят 18% респондентов, в отношении развлечений – 24%; к прежним тратам на рестораны не смогут вернуться 33% опрошенных, на путешествия –36%.
В целом, сократить расходы в ближайшие полгода планируют представители всех возрастных групп, что, однако, в меньшей степени относится к категории людей 45-60 лет. Впервые за долгое время эта группа может считаться наиболее перспективной с точки зрения увеличения потребления. Отмечают, что России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Средний класс старается меньше тратить на путешествия и товары длительного пользования, а более уязвимые слои населения с низким доходом вынуждены сокращать каждодневные покупки.
Чистое падение спроса в течение ближайших шести месяцев прогнозируется примерно в 95% категорий потребления. Топ-5 растущих категорий схож для всех возрастных групп: ЖКХ, домашний интернет, безрецептурные препараты, платное ТВ.
«Наши прогнозы на основании первой части данного исследования о том, что сознание потребителя после окончания пандемии уже никогда не будет прежним, полностью подтвердились, – считает исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Караева. – Если в апреле шла «компенсация» после социальной паники, то сейчас идет оптимизация потребления и поведения, некая рационализация отношения, стремление восстановить свой прежний уровень доходов и переживания о кризисе, а не страх вируса. Уже сейчас мы видим, что такие понятия как социальная дистанция и избегание общественных мест, онлайн-медицина, бесконтактная доставка и чистота, прочно войдут в новые стандарты потребления».
Аналитики отмечают, что, с точки зрения каналов продаж, электронная торговля лидирует среди всех прочих каналов: потребители быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах, особенно в торговых центрах, снижается. Даже после снятия ограничений риск заражения вирусом и неуверенность потребителей в стабильности своих доходов скорее всего продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю. «Стремясь минимизировать контакт с другими людьми, потребители предпочитают покупать все в одном месте и экономить на стоимости доставки. Также люди рассчитывают, что агрегаторы смогут обеспечить для них наилучшую цену за счет различных промоакций и скидок», — отмечает партнер в Московском офисе BCG Максим Бахтин.
В исследовании приняли участия порядка 1200 респондентов cо всей России из различных социальных и демографических групп, с углубленным исследованием по Москве.
Исследование показывает, что люди привыкают к «новой норме». Это видно, например, по ответам на вопрос о влиянии вируса на повседневную покупку продуктов. Так, в мае на утверждение «Коронавирус не повлиял на то, каким образом я планирую покупать продукты питания» положительно отреагировали 34% респондентов в Москве (+11% к апрелю), 41% (+12%) в городах-миллионниках и 47% (+13%) в остальных регионах. По мере снятия ограничений более половины опрошенных планируют вернуться к докризисному уровню трат в таких категориях как продукты питания, одежда и обувь, а также косметика.
Есть, однако, и категория граждан, которые считают, что их расходы никогда не вернутся к прежнему уровню. В отношении продуктов питания так говорят 18% респондентов, в отношении развлечений – 24%; к прежним тратам на рестораны не смогут вернуться 33% опрошенных, на путешествия –36%.
В целом, сократить расходы в ближайшие полгода планируют представители всех возрастных групп, что, однако, в меньшей степени относится к категории людей 45-60 лет. Впервые за долгое время эта группа может считаться наиболее перспективной с точки зрения увеличения потребления. Отмечают, что России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Средний класс старается меньше тратить на путешествия и товары длительного пользования, а более уязвимые слои населения с низким доходом вынуждены сокращать каждодневные покупки.
Чистое падение спроса в течение ближайших шести месяцев прогнозируется примерно в 95% категорий потребления. Топ-5 растущих категорий схож для всех возрастных групп: ЖКХ, домашний интернет, безрецептурные препараты, платное ТВ.
«Наши прогнозы на основании первой части данного исследования о том, что сознание потребителя после окончания пандемии уже никогда не будет прежним, полностью подтвердились, – считает исполнительный директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Караева. – Если в апреле шла «компенсация» после социальной паники, то сейчас идет оптимизация потребления и поведения, некая рационализация отношения, стремление восстановить свой прежний уровень доходов и переживания о кризисе, а не страх вируса. Уже сейчас мы видим, что такие понятия как социальная дистанция и избегание общественных мест, онлайн-медицина, бесконтактная доставка и чистота, прочно войдут в новые стандарты потребления».
Аналитики отмечают, что, с точки зрения каналов продаж, электронная торговля лидирует среди всех прочих каналов: потребители быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах, особенно в торговых центрах, снижается. Даже после снятия ограничений риск заражения вирусом и неуверенность потребителей в стабильности своих доходов скорее всего продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю. «Стремясь минимизировать контакт с другими людьми, потребители предпочитают покупать все в одном месте и экономить на стоимости доставки. Также люди рассчитывают, что агрегаторы смогут обеспечить для них наилучшую цену за счет различных промоакций и скидок», — отмечает партнер в Московском офисе BCG Максим Бахтин.
В исследовании приняли участия порядка 1200 респондентов cо всей России из различных социальных и демографических групп, с углубленным исследованием по Москве.