Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Россияне «не допивают» кофе на 1 трлн руб.

Россияне «не допивают» кофе на 1 трлн руб.

13 Февраля 2019, 07:02
coffee3.jpg

Потенциал кофейного рынка в российских городах-миллионниках в 7,6 раз превышает текущую насыщенность рынка, а в Москве – в 4 раза, сообщает в своем отчете международная консалтинговая компания Knight Frank.

В городах-миллионниках работает около 5000 кофеен, при этом объем рынка составляет цифра 130 млрд руб., а потенциал с учетом потребительских возможностей – 1 трлн руб. Потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб.

В столице около половины экономически активного населения покупает кофе регулярно. Согласно данным аналитиков Knight Frank, 25% потребителей совершают покупку ежедневно, 50% – 1-2 раза в неделю, остальные – примерно раз в месяц.

В России в целом потребление кофе в расчете на человека значительно уступает европейским странам и США – всего 21 л кофе в год в среднем выпивает россиян, при этом в Москве этот показатель в два раза выше – 41 л. Для сравнения финн в среднем потребляет 200 л.

Ежегодный прирост по количеству кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, кофеен формата to go – 7%. В ближайшем будущем, по данным Knight Frank, темпы прироста могут увеличиться – этому способствует развитие культуры потребления кофейных напитков (рост спроса) и доступный вход на рынок (для открытия кофейни не сетевого оператора формата «на вынос» достаточно 500 тыс. рублей).

В последние 5 лет на рынке активно развиваются небольшие авторские сети кофеен. На данный момент в Москве работает более 1000 кофеен и кофе-баров, более половины из них обслуживают гостей в формате to go. Суммарная доля кофеен такого формата составляет около 5% московского рынка общественного питания.

По данным исследования компании Business Planer, посещаемость традиционных кофеен, предлагающих помимо напитков полноценное меню, в России снизилась на 11%, тогда как трафик кофеен формата to go вырос на 23%. По мнению аналитиков Knight Frank, это связано с более динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей, также со снижением покупательской способности (чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе).

Кроме того, аналитики Knight Frank отмечают изменения в поведении потребителей. Если до 2013 года (до начала бурного роста кофеен третьей волны*) кофе почти всегда сопутствовал позициям из меню, то сейчас это самостоятельный или единственный продукт заказа. На покупательское поведение россиян повлияло стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам
на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.

«В Москве наиболее высоким спросом у кофеен пользуются центральные и пешеходные улицы города, бизнес-центры и торгово-развлекательные центры. Карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта, – говорит Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейла Knight Frank. – Спрос на кофейни обоих видов (традиционные и to go – прим. ред.) растет и в строящихся ТПУ, густонаселенных спальных районах и рядом ж/д вокзалами. В перспективе 5 лет мы ожидаем прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза».

*К первой волне открытия кофеен относятся заведения, запущенные в период с 1998 по 2000-е годы. Самой быстро растущей сетью «первого поколения» стала «Шоколадница», которая за пятилетний период (2008-2013 гг.) увеличилась почти в 5 раз и вдобавок поглотила своего главного конкурента. «Кофе Хауз», открывшийся в 1999 году, вырос за 9 лет до 190 точек. Сейчас по общему числу точек «Шоколадницы» и «Кофе Хауза» это самая крупная сеть кофеен в России.
Вторая волна развития сетевых кофеен началась в 2007 году с открытием сети Starbucks. За 11 лет существования количество различных кофеен этого формата выросло до 300.
В третью волну вошли такие концепции, как «Даблби», выросшая с 4 до 90 точек с 2012 года, и самая крупная сеть формата «кофе с собой» в России Coffeelike, достигшая 400 точек с 2013 года. Третью волну развития кофейных заведений отличает авторский подход к приготовлению напитков, особое внимание к закупке сырья, совершенствование технологии обжарки кофейных зерен, использование современных рожковых кофемашин.

2019-02-13_10-16-09.png
2019-02-13_10-16-52.png

2019-02-13_10-28-37.png
2019-02-13_10-29-13.png
Комментарии (0)