https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Российский рынок фудсервиса сократился в визитах на 26% по итогам 2020 года

Российский рынок фудсервиса сократился в визитах на 26% по итогам 2020 года

04 февраля 2021, 06:02
Российский рынок фудсервиса по итогам ковидного 2020 года сократился в визитах на 26%. Кроме того, изменились доли основных каналов, и теперь фастфуд, на который и до пандемии приходилась половина рынка, занимает 55%. Карантин, удаленная работа и ограничения изменили то, как потребители заказывают еду из ресторанов, и заложили новые тренды. Исследовательское агентство NPD Group выделило главные направления развития фудсервиса, которые будут определять индустрию в 2021 году.
npd.jpg


1. Безопасность и удобство
Безопасность была ключевым критерием при выборе заведения потребителями в 2020 году. Заведения по всему миру стали активнее предлагать бесконтактную доставку и оплату заказа, click & collect, заказ на вынос и drive-thru и смогли сместить потребление из пространства собственных залов на домашние кухни. Рестораторы разрабатывали удобные приложения, вирту-альное или диджитал-меню: в 2020 году доля диджитал-заказов в бизнесе доставки готовой еды достигла 74% против 64% в 2019 году.

В 2020 году 62% российского рынка в визитах пришлось на доставку, еду на вынос и drive-thru, хотя до пандемии, в 2019 году, этот показатель составлял 45%. При этом самым растущим способом заказа стала доставка, которая выросла на 90% в визитах в 2020 году, именно она помогла индустрии остаться на плаву в самые тяжелые месяцы локдауна, хотя и не смогла пол-ностью компенсировать потери индустрии. «Аудитория, заказывающая доставку ресторанной еды, расширилась как за счет новых пользователей, так и тех, кто уже был хорошо знаком с сервисом и стал пользоваться доставкой еще чаще, – комментирует эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. – Очевидно, что доставка уже никогда не вернется на прежний уровень, а число потребителей продолжит увеличиваться».

2. Время дома
Homing (нахождение дома) уже давно является значимым трендом для потребительских рынков по всему миру. Люди проводят больше времени дома с близкими и семьей, что, в свою очередь, увеличивает онлайн-потребление товаров и услуг. В 2020 году развлечения во время пандемии схлопнулись до размеров обычной квартиры: люди играли в игры, смотрели фильмы на стриминговых сервисах и слушали музыку, общались с друзьями онлайн и заказывали еду из ресторанов.

Желание отдохнуть и развлечься изменило мотивацию заказа доставки ресторанной еды: если до пандемии доставку выбирали ради удобства, к примеру, пиццу для детских дней рождений, то теперь главной мотивацией стало желание побаловать себя и близких. В 2019 году доставку заказывали, что-бы побаловать себя в 30% случаев, а в 2020 году – уже в 36%. Люди отдавали предпочтение преимущественно блюдам, которые довольно сложно или вовсе невозможно воспроизвести дома.

3. Креативная кухня для состоятельных
До пандемии авторская кухня создавалась шефами и демократичных заведений, и ресторанов fine dining. Активно развивались концепты fast casual, открывались нишевые непремиальные рестораны с интересными предложениями авторской кухни, здоровой еды и кухнями мира. В результате кризиса 2020 года фастфуд и относительно дорогие концепции пострадали меньше (-20% и -33% соответственно), в то время как средний демократичный сегмент рынка сократился на 40%. «К сожалению, большинство демократичных концепций не сможет оправиться после пандемии и не дождется части клиентов, чьи доходы снизились. Поэтому лидерами по созданию уникальных и интересных меню в этом году станут в основном дорогие рестораны», – прогнозирует Марина Лапенкова. Среди сильно пострадавших от пандемии и ее последствий, по данным The NPD Group, также оказались кофейни (-37% в 2020 г.) и столовые (-38%).

4. Дефицит общения
Люди скучают по живому общению, по отложенным торжествам, встречам большими компаниями и застольям. «С наступлением теплого сезона летние веранды и открытые залы могут стать драйверами для ресторанного сектора, особенно если возможность путешествовать все еще будет ограничена», – отмечает Марина Лапенкова.

Как только эпидемиологическая обстановка улучшится и ограничения на рассадку будут сняты, люди вернутся за праздничной атмосферой, эмоциями и вкусной едой. Фудсервис снова будет востребован как маленькими, так и большими компаниями, а банкеты и застолья в 2021 году перейдут в категорию значимого события, сравнимого с походом театр или интересным путе-шествием. В бары и клубы вернется молодая аудитория, родители вновь будут устраивать детские дни рождения, а семьи отмечать юбилеи старшего поколения.

5. Ресторанная еда из розницы
В отличие от ресторанов магазины не закрывали свои двери во время локдауна и не тратили время впустую. Ритейлеры расширяли ассортимент еды в кулинариях, разрабатывали новые блюда, которые потребители могли съесть дома, а также сотрудничали с ресторанными брендами, предлагая их ассортимент на своих полках. «Во время изоляции люди были вынуждены намного больше готовить и, чтобы снизить нагрузку, часто покупали готовые блюда в ритейле, – комментирует Лапенкова. – И потребители продолжат это делать, поскольку им зачастую удобнее купить готовую еду в привычном розничном магазине онлайн или офлайн, нежели отдельно заказы-вать доставку пиццы или суши из ресторана». В результате доля ритейла на рынке фудсервиса увеличилась с 9% в 2019 году до 13% в 2020-м.
Комментарии (0)
https://www.traditionrolex.com/43