Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Российский рынок общепита упадет на 22% за этот год

Российский рынок общепита упадет на 22% за этот год

23 Сентября 2020, 12:09
Падение российского рынка фудсервиса в 2020 г., согласно прогнозу исследовательского агентства The NPD Group, составит 22%. При этом падение рынка в России, по данным агентства, будет существенно меньше, чем в Европе и США. Так, в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии рынок питания вне дома предположительно потеряет в тратах потребителей от 30 до 40%. Разница в глубине падения между рынками, по мнению аналитиков агентства, связана со степенью государственных ограничений, различными культурами поведения потребителей разных стран, а также национальными традициями в ресторанной индустрии. Кроме того, структура российского рынка сильно отличается от рынков других стран.
shutterstock_1736931062.jpg
Больше всех от пандемии пострадало питание в залах ресторанов. В России этот сегмент в июле 2020 г., когда во многих регионах был отменен карантин, оказался на 54% ниже в тратах потребителей, чем в июле 2019 г. «Летом стояла хорошая погода, люди сначала вернулись на веранды, а ближе к осени стали заполнять залы ресторанов, – комментирует руководитель направления «фудсервис» The NPD Group в России Марина Лапенкова. – В Европе население ведет себя осторожнее, тщательнее взвешивает риски заразиться и, соответственно, реже ходит в рестораны».

Кроме того, российские рестораны в среднем просторнее европейских, столики стоят на расстоянии друг от друга, и это упрощает следование правилам дистанцирования. «Во многих европейских странах принята более плотная посадка. В Италии и Испании люди сидят плечом к плечу с другими гостями, во французских брассериях узкие проходы, и крохотные столики часто стоят вплотную друг к другу», – объясняет Марина Лапенкова.

В структуре российского рынка фудсервиса значимую долю занимают столовые, где трафик начал восстанавливаться, когда рабочие и служащие вернулись на заводы и в офисы. По данным The NPD Group, сегмент столовых по результатам 2019 г. давал российскому рынку питания вне дома пятую часть трафика. В июле 2020 г. расходы россиян в столовых оказались ниже на 32%, чем в июле прошлого года.

Другая особенность российского рынка – высокая доля фастфуда, на который в 2019 г. приходилось более половины всех визитов в индустрии. «Фастфуд представлен сильными международными сетевыми операторами, у которых была возможность инвестировать в рекламу, коммуникации, а также в развитие доставки и еды навынос», – комментирует Марина Лапенкова. По данным The NPD Group, сегмент быстрого обслуживания в июле 2020 г. снизился в расходах потребителей всего на 9% по сравнению с июлем 2019 г. В свою очередь рестораны полного обслуживания в крупных городах упали на 41%, кофейни, также достаточно сильно пострадавшие от пандемии, на 34%.
gr-1.jpg

Во время карантина люди стали чаще заказывать еду навынос, а также пользоваться услугами drive thru, где при заказе не нужно выходить из машины. В июле 2020 г. два этих канала вместе увеличились в расходах потребителей на 10% по сравнению с июлем 2019 г. Самые же высокие темпы роста показала доставка готовой еды, которая в июле выросла более чем в два раза по сравнению с июлем 2019 г. Канал доставки активно развивался уже несколько лет, и во время пандемии темпы роста только усилились, поскольку во многих случаях доставка была единственным способом получить ресторанную еду. Кроме того, в условиях карантина доставка оказалась быстрым и удобным решением для потребителей.

По данным The NDP Group, за время карантина изменилась сама мотивация выбора доставки. «Если раньше доставку часто заказывали вместе с друзьями, мужчины компаниями во время просмотра спортивных трансляций, родители для детских дней рождений, то с началом пандемии еда из ресторанов в том числе стала заказываться ради удовольствия и отдыха, – поясняет Марина Лапенкова. – Люди уставали готовить, хотели отвлечься и переключиться, а доставка из ресторанов оказалась одним из немногих способов себя порадовать». В апреле 2020 г. в каждом третьем случае доставку заказывали потому, что люди не хотели вставать к плите. Во время карантина многие россияне впервые попробовали доставку и, согласно опросам, продолжат и впредь заказывать еду из ресторанов.
gr-2.jpg


Комментарии (0)