20 октября 2020, 07:10
Исследовательский холдинг «Ромир» и BCG представили третью волну исследования, посвященного потребительским настроениям в контексте пандемии коронавируса.
Среди опрошенных россиян 36% отмечают, что их траты на услуги общепита никогда не вернуться к тому же уровню, что был до пандемии коронавируса. Примерно столько же респондентов (34%) не рассчитывают восстановить прежние расходы на путешествия.
22% опрошенных заявили, что им потребуется как минимум год после снятия ограничений, чтобы начать тратить в ресторанах столько же, сколько и раньше. На несколько месяцев рассчитывают 26% ответивших, на несколько недель – 17%.
По мнению потребителей, такие категории, как «Путешествия» и «Развлечения» все еще сопряжены с высоким риском заражения вирусом, хотя уровень тревожности снижается, считают аналитики. В целом доля тех, кто оценивает эти активности как связанные с риском заражения, по сравнению с апрелем, когда была опубликована первая волна исследования, снизилась на 16% для категории «Путешествия», 18% для «Развлечений» и 15% для «Ресторанов».
Опасения относительно второй волны пандемии и полученный ранее опыт сделали российских потребителей более внимательными в вопросах заботы о своем здоровье. Люди стали избегать ненужных поездок, а для пятой части россиян удаленная работа остается каждодневной нормой. Одновременно предприниматели активно цифровизуют свое предложение и цепочку создания стоимости.
Некоторые бренды в сложившейся ситуации смогли заручиться прочной поддержкой клиентов, отмечают аналитики. Например, торговая сеть «Пятерочка» оказалась самым любимым брендом на карантине, «Сбер» занял вторую строчку, YouTube — третью, «Магнит» и «ВКонтакте» — четвертую и пятую соответственно. Эти бренды отражают предпочтения потребителей в различных сферах — от рутинной закупки продуктов и банковских услуг до онлайн-контента.
В целом, исследование показало усиление тенденций, которые проявлялись и до пандемии: рост распространения электронной коммерции и цифровых технологий (~40% респондентов планируют тратить больше в каналах электронной коммерции), рост спроса на товары, связанные со здоровьем и уходом за собой (10% опрошенных собираются тратить больше на эти товары), стремление купить по низкой цене и охоту за выгодными предложениями (~59% опрошенных ощущают финансовую незащищенность), изменение офлайн-опыта и ускорение автоматизации (30-40% потребителей будут меньше тратить в моллах и ТЦ).
Практически по всем категориям трат заметны позитивные изменения по сравнению с первым исследованием. Результаты опроса демонстрируют, что быстрее всего восстановится уровень трат по таким категориям, как Продовольственные товары, Одежда и Обувь. Тем не менее чистое снижение спроса пока что ожидается в ~90% категорий.
«Огромный толчок в развитии во время пандемии получила электронная коммерция. На каждом этапе исследования от 15 до 27% респондентов заявляли о желании увеличить траты в данном формате, при этом сегодня уже 66% респондентов отвечают, что планируют сохранить текущий уровень онлайн-потребления, — отмечает партнер в московском офисе BCG Максим Бахтин. —Начало «второй волны» закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями».
Среди опрошенных россиян 36% отмечают, что их траты на услуги общепита никогда не вернуться к тому же уровню, что был до пандемии коронавируса. Примерно столько же респондентов (34%) не рассчитывают восстановить прежние расходы на путешествия.
22% опрошенных заявили, что им потребуется как минимум год после снятия ограничений, чтобы начать тратить в ресторанах столько же, сколько и раньше. На несколько месяцев рассчитывают 26% ответивших, на несколько недель – 17%.
По мнению потребителей, такие категории, как «Путешествия» и «Развлечения» все еще сопряжены с высоким риском заражения вирусом, хотя уровень тревожности снижается, считают аналитики. В целом доля тех, кто оценивает эти активности как связанные с риском заражения, по сравнению с апрелем, когда была опубликована первая волна исследования, снизилась на 16% для категории «Путешествия», 18% для «Развлечений» и 15% для «Ресторанов».
Опасения относительно второй волны пандемии и полученный ранее опыт сделали российских потребителей более внимательными в вопросах заботы о своем здоровье. Люди стали избегать ненужных поездок, а для пятой части россиян удаленная работа остается каждодневной нормой. Одновременно предприниматели активно цифровизуют свое предложение и цепочку создания стоимости.
Некоторые бренды в сложившейся ситуации смогли заручиться прочной поддержкой клиентов, отмечают аналитики. Например, торговая сеть «Пятерочка» оказалась самым любимым брендом на карантине, «Сбер» занял вторую строчку, YouTube — третью, «Магнит» и «ВКонтакте» — четвертую и пятую соответственно. Эти бренды отражают предпочтения потребителей в различных сферах — от рутинной закупки продуктов и банковских услуг до онлайн-контента.
В целом, исследование показало усиление тенденций, которые проявлялись и до пандемии: рост распространения электронной коммерции и цифровых технологий (~40% респондентов планируют тратить больше в каналах электронной коммерции), рост спроса на товары, связанные со здоровьем и уходом за собой (10% опрошенных собираются тратить больше на эти товары), стремление купить по низкой цене и охоту за выгодными предложениями (~59% опрошенных ощущают финансовую незащищенность), изменение офлайн-опыта и ускорение автоматизации (30-40% потребителей будут меньше тратить в моллах и ТЦ).
Практически по всем категориям трат заметны позитивные изменения по сравнению с первым исследованием. Результаты опроса демонстрируют, что быстрее всего восстановится уровень трат по таким категориям, как Продовольственные товары, Одежда и Обувь. Тем не менее чистое снижение спроса пока что ожидается в ~90% категорий.
«Огромный толчок в развитии во время пандемии получила электронная коммерция. На каждом этапе исследования от 15 до 27% респондентов заявляли о желании увеличить траты в данном формате, при этом сегодня уже 66% респондентов отвечают, что планируют сохранить текущий уровень онлайн-потребления, — отмечает партнер в московском офисе BCG Максим Бахтин. —Начало «второй волны» закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями».
Об исследовании
Для выявления настроений российских потребителей на фоне пандемии COVID-19 было проведено три волны (апрель, май, сентябрь) обширного социологического исследования на базе платформы Romir Consumer Scan Panel. В опросах участвовало около 1500 респондентов со всей России из различных социальных и демографических групп, с углубленным исследованием по Москве. Респонденты отвечали на 50 вопросов, структурированных по следующим блокам тем: отношение к пандемии; знания о вирусе; потребительские настроения; расходы в различных категориях. В исследование было включено более 40 товарных категорий, что позволило выяснить краткосрочные и среднесрочные планы потребителей. Товарные категории исследования: продовольственные товары; товары длительного пользования
Для выявления настроений российских потребителей на фоне пандемии COVID-19 было проведено три волны (апрель, май, сентябрь) обширного социологического исследования на базе платформы Romir Consumer Scan Panel. В опросах участвовало около 1500 респондентов со всей России из различных социальных и демографических групп, с углубленным исследованием по Москве. Респонденты отвечали на 50 вопросов, структурированных по следующим блокам тем: отношение к пандемии; знания о вирусе; потребительские настроения; расходы в различных категориях. В исследование было включено более 40 товарных категорий, что позволило выяснить краткосрочные и среднесрочные планы потребителей. Товарные категории исследования: продовольственные товары; товары длительного пользования