Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Рецепт доставки от юриста

Рецепт доставки от юриста

Александр Королев / Москва,
Какие юридические тонкости существуют при запуске доставки из ресторана или кафе? Каким документам должна соответствовать готовая продукция и как их правильно оформить? Об этом в своей статье рассуждает юрист Александр Королев.
Korolev.JPG
Юридические аспекты в организации доставки необходимо учитывать в момент составления бизнес-плана, а также в процессе работы для снижения возможных рисков и финансовых затрат.

Я вижу много ресторанов и небольших сетей, которые в пандемию решили немедленно заняться доставкой. Действительно, доставка при закрытых залах была единственным способом выжить. Один мой знакомый ресторатор, поняв, что 28 марта 2020 г. залы его заведений закроют, сказал мне: «Нужно срочно переформатироваться на доставку! Тут же все просто: купим программу-систему автоматизации, закупим упаковку, арендуем пару машин, подпишемся на Delivery и «Яндекс» и будем возить! Саша, что еще нужно?» И тут началось самое интересное.

Понимаю, что рестораторы в большинстве люди творческие и разбираться в бумажках не соответствует их складу характера. Для этого и существуем мы – разного рода консультанты, юристы и прочие специалисты, чтобы снять с творческой головы ресторатора бумажные проблемы и дать ему возможность дальше создавать шедевры дизайна, атмосферы, кулинарии – всего того, что в первую очередь делает ресторан прибыльным. И мы в срочном порядке стали разбираться, какое юридическое прикрытие нужно, чтобы организовать доставку с наименьшими вложениями в документацию и снизить риски претензий и штрафов проверяющих органов.

Про маски и перчатки писать не буду. Про это уже всем известно. Коснемся основополагающих документов, необходимых для доставки.

Самое главное, на что нужно обратить внимание, – это то, что, собственно, мы доставляем. А доставляем мы пищевую продукцию. К пищевой продукции предъявляются требования регламентов, которым она должна соответствовать в плане безопасности.

Основные регламенты у нас – это Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 и Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011. Выясним какие документы подтвердят, что наши блюда соответствуют этому регламенту и безопасны для потребителей.

Приготовление блюд на доставку нужно осуществлять в соответствии с ГОСТ, техническими условиями (ТУ) или стандартами организации (СТО). Если на ваше блюдо существует ГОСТ, соблюдайте его требования при приготовлении, и больше ничего не нужно. ГОСТов огромное количество. Перечислять их в данной статье смысла не имеет.

Если ваше меню содержит оригинальные позиции, а для хороших продаж это необходимо, вам потребуется оформить Технические условия (ТУ) или Стандарты организации (СТО).
meals-337073_960_720.jpg
ТУ на готовые блюда – это документ, в котором предприятие общественного питания устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного блюда (нескольких конкретных блюд), необходимые и достаточные для идентификации этого блюда, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании.

Составной частью ТУ являются каталожный лист продукции и технологическая инструкция – документы, устанавливающие требования к процессам изготовления, хранения, транспортирования продукции.

ТУ разрабатывают специализированные организации. Вам необходимо рассказать экспертам, какие блюда и каким образом вы хотите готовить, сообщить предполагаемые условия хранения и т.д., а они объяснят, насколько это правильно, и облекут в правильную форму. Возможно также купить готовые ТУ на некоторые виды блюд.

Цена готовых ТУ варьирует от 6 до 10 тыс. руб. за каждую группу продукции, например, «Полуфабрикаты из мяса», «Кулинарные изделия», «Изделия из рыбы» и т.д. Стоимость индивидуальной разработки ТУ под ваше меню может варьировать в пределах 18–25 тыс. руб. за каждую группу продукции, например, «Изделия кулинарные. Блюда восточной кухни», «Салаты и закуски. Блюда перуанской кухни» и т.д.

Если у вас сеть ресторанов, оформленных на разные юрлица, по логике, необходимо заплатить за разработку ТУ на каждое заведение, но тут есть лайфхак. Можно разработать ТУ на одно заведение и письмом-согласием передать эти ТУ другим ресторанам. Как вы понимаете, экономия будет существенная. Но тут нужно понимать, что предприятия должны производить одну и ту же продукцию.

Еще один способ получить право доставлять свою продукцию – это оформить стандарты организации (СТО).

Если говорить коротко и по-простому, СТО – это документ, который описывает процесс выпуска пищевой продукции на вашем предприятии. СТО не требует утверждения в органах Стандартизации и метрологии, а только внутри самой организации. На СТО так же, как и на ТУ, получают каталожный лист продукции и технологическую инструкцию.

СТО так же, как и ТУ, можно передать письмом-согласием от одного юрлица на другое, чтобы сэкономить деньги. Стоимость разработки СТО составляет примерно 20–30 тыс. руб. на каждую группу продуктов.

Финальным документом, подтверждающим ваше право осуществлять доставку блюд, является декларация о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 и Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, сокращенно – декларация о соответствии. Оформляют ее через сайт Росаккредитации.

Для получения декларации о соответствии в Федеральную службу по аккредитации нужно подать заявку, правоустанавливающие документы на вашу организацию и разработанные ТУ / СТО на вашу продукцию.

Декларация оформляется отдельно на каждую организацию. Если у вас одно юрлицо, на которое оформлено несколько заведений, выдается одна декларация со списком адресов этих заведений. Если ваши предприятия оформлены на разные юрлица, придется получать декларацию отдельно на каждый адрес. Передать декларацию письмом-согласием с заведения на заведение нельзя. Благо, что в отличие от ТУ или СТО стоимость оформления декларации не так велика и варьирует в пределах 3500–6000 руб.

И самый интересный вопрос, который мне часто задают: «Вот не буду я оформлять ТУ, СТО, декларацию... Буду доставлять потихоньку. А что мне за это будет?»

К сожалению, штраф за нарушение требований технических регламентов очень неприятный.

В соответствии со ст. 14.43 КоАП РФ, штраф для индивидуальных предпринимателей составляет от 20 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 100 до 300 тыс. руб. Если же продукция ресторана, доставляемая без оформленной декларации о соответствии, причинила вред жизни или здоровью клиентов, то штраф для индивидуальных предпринимателей уже составляет от 30 до 40 тыс. руб., а для юрлиц – от 300 до 600 тыс. руб.

В процессе организации доставки стоит обратить внимание на то, с помощью чего вы доставляете свою продукцию, и юридические нюансы, связанные с этим. Если у вас есть свои автомобили, обратите внимание на необходимость оформления путевых листов.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ПДД, запрещается осуществление перевозок грузов легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Штраф за отсутствие путевого листа невелик и может быть наложен на водителя по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ в размере 500 руб., но, пока сотрудник ГАИ оформляет протокол, пройдет полчаса. Думаю, такая просрочка в доставке заказа не очень понравится вашим клиентам.

В путевой лист вносится информация о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Если вы не оформили медосмотр водителей и предрейсовый контроль техсостояния автомобиля, будьте готовы к штрафам по 30 тыс. руб. для юридических лиц за отсутствие медосмотра и за отсутствие контроля техсостояния автомобиля.

Львиная доля предприятий общественного питания пользуется услугами агрегаторов доставки (Delivery Club, «Яндекс.Еда»). Договор, который они предлагают подписать с ними, является типовым. Особое внимание стоит уделить размеру комиссии агрегатора и включению расходов на эту комиссию в свой бизнес-план доставки. На сегодняшний день средняя комиссия агрегаторов составляет порядка 30% суммы заказа.

В случае с моим знакомым ресторатором нам удалось достаточно оперативно оформить все необходимые документы силами специализированных организаций, учесть все риски и расходы и достаточно комфортно пройти пандемию, поддерживая выручку заведения с помощью доставки. Это помогло не пропасть с поля зрения клиентов, сохранить персонал на рабочих местах, закрыть долги по аренде и коммуналке и тем самым сохранить конструктивные бизнес-отношения с собственником помещения и открыться после пандемии без существенных потерь.

Статья составлена в соответствии с законодательством на 07.10.2020 г.

Александр Королев – основатель юридической консалтинговой компании «Синтагма Консалтинг». Родился в Москве. В 2003 г. окончил Современную гуманитарную академию по специальности «юриспруденция». В 2008 г. стал сертифицированным консультантом в области налогообложения, окончив Институт экономики и финансов «Синергия». В 2010 г. окончил Московский институт экономики, менеджмента и права по специальности «предпринимательство и управление компанией». В 2020 г. получил специальность «медиатор». С 2003 по 2017 г. работал в таких ресторанных сетях, как «Гин-но Таки», «Менза», «Ян Примус», «Сандык», «Якитория». В 2017 г. основал консалтинговую компанию «Синтагма Консалтинг», оказывающую юридические и консалтинговые услуги и услуги медиации ресторанному бизнесу и владельцам недвижимости.

Рецепт доставки от юриста

О юридических тонкостях запуска доставки рассуждает юрист Александр Королев. | Журнал «FoodService»

Комментарии (0)
Похожие статьи