https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Итоги XVII Russian FoodService Forum

28 ноября 2024, 12:11
XVII Russian FoodService Forum состоялся 18 ноября 2024 года в Москве, в отеле Radisson Blu Belorusskaya. Мероприятие, носившее название «Время действовать: идеи и инструменты для растущего рынка», было посвящено итогам работы ресторанной индустрии в 2024 году. Форум посетили больше 500 человек. Генеральный партнер XVII Russian FoodService Forum – «Черкизово FoodService».
Cher_1.jpg

Форум открыла главный редактор «FoodService» Юлия Матвеева. Она начала с того, что российский ресторанный рынок продолжает расти, причём темпы развития общепита в регионах не уступают московским, а то и превосходят их. В результате конкуренция в регионах повысилась.
Matveeva.jpg

Как обычно, Юлия представила на форуме рейтинг ресторанных групп России по количеству торговых точек. В 2024 году в топ-10 вошли «большая тройка» фастфуда, недорогие пекарни, кофейни to go и суши-маркеты. Лидеры роста по числу открытий - Dodo Brands, Хлебник, Coffee Like.
hall.jpg

Среди основных трендов Юлия назвала интерес к ресторанным франшизам, который стимулирует туристический бум в регионах России. Именно поэтому активно развиваются франшизы премиальных брендов. Так, 93 ресторана upper casual открыли франчайзинговые партнеры Novikov Group по всей стране (бренды «Сыроварня», «Магадан», «Клево» и др.). Региональные рестораторы видят в узнаваемом столичном или федеральном бренде проверенный ключ к успеху. Особенно это актуально для городов-миллионников.
Cher_2.jpg

Аналитическую сессию продолжило выступление Маргариты Абрамкиной, директора по работе с клиентами компании «Ромир». Она рассказала, что индекс потребительской уверенности в 2024 году укрепился в положительной зоне, в отличие от 2023 и 2022 годов.
Abramkina.jpg

1,6 трлн руб. – впечатляющая цифра оборота рынка HoReCa за 9 месяцев 2024 года, что на 22% больше, чем в таком же периоде 2023 года. Конечно, на такой рост повлияла и инфляция.
Scandipakk.jpg

Так, среднемесячные траты на HoReCa в 2023 году составляли 2954 руб., а в этом году уже 3663 руб. Тем не менее, число транзакций тоже выросло – + 7,8%.
East_west1.jpg

Маргарита поделилась информацией о растущих категориях. По данным «Ромира», увеличилась доля несладкой выпечки (+1,3 п.п.), картофеля (+0,6 п.п.), завтраков (+0,5 п.п.) и блюд из курицы (+0,3 п.п.).
good_food.jpg

Как отмечают многие эксперты, на рынок HoReCa в России в 2024 году существенное влияние оказал внутренний туризм. При этом одним из самых популярных занятий в поездках по стране, по данным «Ромира», стало посещение локальных ресторанов и кафе – 40% опрошенных туристов обычно ходят по заведениям. 61% россиян путешествовал в 2024 году, причём большинство из них по России. Они потратили в среднем 62 тыс. руб. на путешествие.
mrZlak.jpg

Логичным продолжением туристической темы стало выступление Марины Смирновой, руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership, о самых популярных туристических направлениях 2023-2024. В лидерах Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург/Ленобласть и Татарстан. Высокий прирост турпотока наблюдается в Адыгее, Калининградской области, Карелии, Кабардино-Балкарии и Дагестане.
Smirnova.jpg

Гостиничный рынок в России бурно развивается. Число коллективных средств размещения (отели, хостелы, санатории и проч.) на конец 2023 года составило порядка 31 тыс., они предоставляют около 1117 тыс. номеров. За семь лет рынок вырос в три раза. Рост происходит в основном за счет небольших средств размещения: средний объект имеет порядка 35 номеров. Средняя загрузка номеров увеличилась с 41,8% в 2014 году до 48,8% в 2023 году. Средняя цена продажи выросла с 2716 руб. за номер до 4066 руб.
UCS.jpg

При этом рынок ещё далёк от насыщения качественными объектами. Практически во всех туристических регионах доля гостиниц от 3 до 5 звёзд не составляет и половины, то есть большинству туристов приходится селиться в средствах размещения сомнительного качества.
Cher_3.jpg

Рестораны приносят 20–25% общей выручки гостиницы. Отзывы о качестве питания – первые в описании отеля, поскольку это важно для гостя. Соответственно, это очень сильно влияет на репутацию. Наибольшее значение имеет завтрак.
Biblos.jpg

Завершил первую сессию Алексей Ерофеев, руководитель направления торгового маркетинга бренда «Торк». Он поделился информацией о том, насколько важна гигиена для гостей ресторанов. 58% опрошенных заявили, что больше не вернутся в заведение с грязными туалетными комнатами.
Erofeev.jpg

При этом 25% наливных диспенсеров, установленных в общественных туалетах, оказались заражены бактериями, а автоматические сушилки способствуют распространению бактерий в помещении, поскольку разносят их по воздуху. Поэтому использование бумажных полотенец предпочтительнее в местах общего пользования. Вытирание рук бумажным полотенцем позволяет удалить больше бактерий, чем любые другие способы.
Tork1.jpg

В ассортименте «Торк» есть пенные картриджные диспенсеры. Картридж полностью герметичен и снижает риск перекрёстного заражения. Кроме того, компания предлагает системы полотенец «Торк Матик», диспенсеры для туалетной бумаги и системы покрытий на унитазы.

Вторая сессия была посвящена развитию ресторанного бизнеса в регионах. Первым выступил Максим Коновалов из Ижевска, основатель ресторанного холдинга Welcome Group. Он рассказал, что в Ижевск в основном приезжают жители близлежащих регионов. Одна из последних тенденций – рабочие местных заводов пошли в рестораны. Люди сейчас хотят впечатлений, праздника.
Konovalov.jpg

В холдинге Welcome Group почти 50 ресторанов. Доля доставки – 17%. Долгое время принципиально не покупали франшиз, недавно все же купили Chicko. Франшиза имеет смысл, только если у проекта реально крутой маркетинг. Открыли Chicko, и из ниоткуда пришли несколько тысяч детей, которые в первые месяцы работы дали оборот 10–11 млн руб. Еще до открытия в телеграм-канале Chicko Ижевск было 15 тыс. подписчиков
Krasivo.jpg

С персоналом проблемы, как и везде в индустрии. Этим летом привлекли порядка ста молодых ребят 16–17 лет. И это оказался прекрасный опыт. Они закрыли тяжёлый по персоналу сезон, работали с удовольствием и были в восторге от зарплат.
Alef.jpg

«Важная тема, которую мы недавно для себя открыли, это почасовое планирование графиков. Кроме того, мы начали планировать рабочее время не на месяц, а на неделю вперед. Сначала мы отработали эту концепцию на курьерах, теперь переносим ее в зал. Сейчас к нам приходят ребята, которые готовы работать четыре часа в неделю, и мы говорим им – welcome. Многие официанты готовы работать тогда, когда просто хотят, а не традиционные два через два», – говорит Максим Коновалов. Гибкость в планировании графиков позволяет его компании принимать на работу больше людей и оперативно закрывать потребность в кадрах.
Ital_trad.jpg

Эту тему подхватила основатель ресторанной компании DV Group Олеся Удовиченко из Тобольска, которая задействует молодых ребят не только в зале, но и на кухне. В компании плотно работают с местным техникумом: приглашают студентов на экскурсии, на гостевые смены, сами приезжают туда с мастер-классами. Результат этой работы не заставил себя ждать. «Три года назад средний возраст производственного персонала у нас был 42 года. Сегодня – 29», – говорит Олеся Удовиченко.
Udovichenko.jpg

Население Тобольска – порядка 100 тыс. человек. У DV Group 12 проектов в городе, которые в месяц обслуживают до 60 тыс. гостей. Туристический сезон в регионе всего четыре месяца, поэтому рассчитывать только на туристов нельзя, но для них делают специальную «Сибирскую страницу», разработали гастрономический сет. На туристов рассчитаны такие блюда, как шаньга с базарным омулем, нельма с репой и соцветиями одуванчиков.
Volginskiy.jpg

Один из последних проектов компании – бар «Д. Иванович». Это первый сибирский бар русских напитков площадью всего 25 кв. м. Заведение посвящено Менделееву, который родился в Тобольске. В компании собрали множество историй о Дмитрии Ивановиче и рассказывают их гостям. Все коктейли и настойки посвящены каким-то открытиям учёного. За четыре месяца работы в баре выпили 12500 коктейлей и 12000 настоек. Рекорд заведения: обслужили 700 гостей на 25 квадратах за шесть часов работы.
Irca.jpg

После обеденного перерыва Юлия Матвеева взяла интервью на сцене у Андрея Гейко, основателя сети пекарен «Хлебница». Сеть выросла до более чем тысячи точек в России. Это пекарни с производством на точке, которые размещаются в местах высокого трафика. Значительная часть покупок в «Хлебницах» импульсная, только порядка 15% идут целенаправленно. Ядро аудитории – «женщина с кошёлкой». Ключевые слова для концепции, которые сформулировали в компании: светлая, открытая, уютная, «как у бабушки». Производство на точке, как говорит Андрей, даёт +25% к выручке.
Geiko.jpg

Поначалу с франчайзинговыми партнёрами не складывалось: люди брали идею и уходили. Андрей из ИТ-бизнеса, поэтому начал искать адекватных партнёров из ИТ-среды, и дело пошло. Сегодня у него более 40 франчайзи по России. Открытие пекарни стоит примерно 3,5 млн.
pracsis.jpg

В компании широко используют аналитический подход. Разработали систему оценки потенциала локаций, где учитывается трафик, ширина тропы, число ступенек, число окон и многие другие параметры. Сначала такой калькулятор внедрили в регионах, потом пришлось проводить тюнинг для Москвы и Петербурга,
WeFry.jpg

По расчётам компании, порядка 2500 «Хлебниц» может вместить Россия, так что потенциал большой. Пытались выходить в Турцию и Китай. Но и там и там есть свои модели недорогой еды на улицах с высоким трафиком.

Затем, как сделать все по-другому и создать творческий молодежный комьюнити-бренд, рассказала Анна Янчевская, основатель сети китайских закусочных «Чихо». По её словам, «Чихо» – бренд, основанный на парадоксах, поскольку всё, что необычно, люди запоминают. Сейчас в сети 21 проект, три в процессе открытия. У каждого заведения свой интерьер. Одна из основных ценностей «Чихо» – это творчество, поэтому здесь очень трепетно относятся к визуальной составляющей бренда, сотрудничают с модными молодыми художниками. «Классно быть ярким, классно быть другим», – заявляет «Чихо». Основная миссия – «Через подлинность мы помогаем проявляться».
Yanchevskaya.jpg

По мнению Анны, «Чихо» стал популярен, потому что это комьюнити, а не просто китайские закусочные. Так как ресторан – это часть культуры, в «Чихо» рассматривают своих гостей с точки зрения их повседневности. Важно, чем живут те люди, которые приходят в «Чихо». Помимо еды в сети делают свой мерч, производят соусы для маркетплейсов.
Agrana.jpg

«Цифровая кофейня. The Next Big Thing» – тема, с которой выступил Александр Умаров, CEO «Дринкит Россия» (Dodo Brands). «Дринкит» – это сеть городских кофеен на каждый день. В основе две основные идеи – кастомизация и цифровизация. В сети считают, что лучший кофе тот, который нравится именно вам. Как показало исследование компании, 49% гостей хотят менять свой напиток. Поэтому в «Дринките» готовы сделать любой кофе с помощью приложения. Как говорит Александр, приложение – это возможность дать каждому гостю личного бариста.
Umarov_new.jpg

Так как «Дринкит» – кофейня для жителей большого города, где все спешат, здесь максимальная диджитализация. Заказ и оплата через приложение, в кофейнях установлены киоски для заказа. По словам Александра, в кофейнях уже сформировалась лояльная аудитория: 52% гостей ходят в «Дринкит» от 10 до 20 раз в месяц.
East_west.jpg

Сейчас в сети 35 кофеен в России и 12 за рубежом (Дубай и Казахстан). Цель – открыть порядка 800 точек за четыре года, охватив все миллионники.

Следующим к микрофону вышел Вениамин Иванов, сооснователь Folk Team (рестораны Folk, Amber, Eno bistro, Padron, Anchovy’s Club). Он рассказал, как открывать рестораны, о которых все говорят. Первое заведение он и Дмитрий Романов открыли в 2022 году, в самое неудачное время, когда люди не думали о ресторанах. Тем не менее партнёры не испугались и не только раскрутили Folk, но и открыли ещё четыре авторских заведения. Как считает Вениамин, после пятого ресторана нужно сделать чёткую управляющую компанию. По его мнению, рестораторам полезно быть немного душными. Перфекционизм окупается.
Ivanov.jpg

Основные ценности Folk Team:
1. Не делаем фигни! Создавая лучший продукт, выбрасываем все, что не соответствует стандарту/концепции/уровню или эстетике.
2. Работаем с лучшими не идем на компромисс, на этапе подбора ищем наших людей по характеру, скиллам, ценностям, одержимости.
3. Мысль, действие, результат. Доводим начатое до конца; соединяем страсть и скорость в реализации поставленных целей.
4. Продуктивная паранойя. Стремимся просчитывать риски наперёд. Вовремя реагировать и доверять интуиции.

Скоро у Folk Team заработает новый проект – Lamb Brassery. Это комфортная еда Средней Азии на каждый день, для семейных визитов и деловых встреч.
hall2.jpg

О налоговых изменениях для ресторанного бизнеса в 2025 году в специальном выступлении рассказала Ирина Благовещенская, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров по экономике, финансам и инвестициям в индустрии гостеприимства, генеральный директор Escape Consult Group.
Blagoveshenskaya.jpg

Жизнь ресторатора в ближайшее время проще не будет. Во всех регионах в 2024 году реализуется отраслевой проект «Общественное питание». Организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при приеме наличных денежных средств и в безналичном порядке. При обнаружении нарушения, в том числе в случае невыдачи кассового чека, покупатель в рамках осуществления «гражданского контроля» может сообщить о нарушении в налоговый орган через официальный сайт ФНС России и (или) личного кабинета налогоплательщика, а также обратиться в любой налоговый орган города с письменным заявлением. С 1 марта 2025 года отменяются пречеки. Необходимо до момента расчёта выдавать именно чеки. Такие меры вводятся, чтобы обелить ресторанный бизнес.

Ирина также рассказала о налоговой реформе. Лимит для применения УСН увеличен до 450 млн, лимит для перехода на УСН – 337,5 млн за 9 месяцев. Применение УСН больше не является основанием для освобождения от уплаты НДС. Отмена повышенных ставок 8% и 20% Остаются две базовые ставки: 6% и 15%. Однако ресторан на УСН, даже если выручка более 60 млн руб., освобожден от уплаты НДС при выполнении условий про удельный вес общепита и заработной платы сотрудников.

После завершения деловой части мероприятия состоялось вручение «Премии быстрых», организованное журналом «FoodService». Награды в семи номинациях получили российские ресторанные проекты, работающие в сегменте быстрого обслуживания.

Генеральный партнер XVII Russian FoodService Forum – ТД «Черкизово». Партнерами выступили компании «АГРАНА Фрут», «АЛЕФ ТРЕЙД МСК», «БИБЛОС», «Ви Фрай», «ВОЛЬГИНСКИЙ ЗАВОД ЛИТЬЕВЫХ ПЛАСТМАСС», «Восток-Запад», «Гуд Фуд», «Итальянские традиции», «КОМПАНИЯ ЮСИЭС», «Мистер Злак», «Праксис-Ово», «Скандипакк», «ЭвоКом», Irca group, бренд «Красиво».

Итоги XVII Russian FoodService Forum

Итоги XVII Russian FoodService Forum

Комментарии (0)
Похожие статьи

https://www.traditionrolex.com/43