Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Готовые блюда на дом за прошедший год заказывали более половины россиян

Готовые блюда на дом за прошедший год заказывали более половины россиян

14 июня 2023, 10:06
Аналитический центр НАФИ в октябре 2022 г. провёл всероссийский опрос с целью выявить тренды потребления продуктов питания в России и проанализировать специфику поведения покупателей. Были опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше из 53 регионов России. Среди затронутых исследователями тем были траты россиян на продукты, пищевые привычки, знание принципов здорового питания, режимы питания и многое другое.
ready_meal.jpg

По данным исследования, затраты россиян на покупку продуктов питания в месяц в основном составляют от 6000 до 30 000 рублей. 82% россиян, выбирая продукты, ориентируются в первую очередь на цену. Для 88% при покупке продуктов важны скидки, акции. Самое популярное место среди россиян для покупок продуктов — небольшой супермаркет (назвали 80% опрошенных).

Менее половины россиян (38%) хотя бы раз за последний год заказывали домой или на работу продукты питания, за исключением готовых блюд. Наивысшая доля тех, кто заказывал продукты — среди людей 18–44 лет (47%), с уровнем достатка выше среднего (47%), трудоустроенных россиян (45% против 23% безработных). Готовые блюда — более популярная онлайн-покупка. За последний год их заказывали более половины опрошенных (51%).
с 39 (1).jpg

Подавляющее большинство россиян (90%) стараются покупать продукты питания знакомых марок, которым доверяют. «Экспериментаторов», с удовольствием пробующих новые продукты, которые увидели непосредственно в магазине или в рекламе, в России немногим больше половины (58%).

Более половины россиян (59%) скорее отдадут предпочтение вкусным продуктам, нежели полезным. Практически половина россиян (46%) обращают внимание на маркировку «био», «эко» или «органик» на упаковках продовольственных товаров, но не придают ей особого значения
с 54 (1).jpg

Большинство россиян питаются преимущественно дома. При этом самая высокая доля — тех, кто ужинает дома (92%), а самая низкая — тех, кто обедает (56%). Обедают дома чаще безработные (86% против 40% среди трудоустроенных), люди старшего возраста (55 лет и выше; 68%), россияне с уровнем материального достатка ниже среднего (68% против 52% среди тех, кто оценивает свое материальное положение как среднее или хорошее), женщины (63% против 46% среди мужчин). Молодежь 18–24 лет реже других ужинает дома (82%).
с 52 (1).jpg

В столовых по месту работы или учебы чаще обедают трудоустроенные россияне (21% против 5% среди безработных), молодые люди 18–24 лет (29% против 16% в среднем по всем опрошенным), мужчины (20% против 12% среди женщин).

Три четверти россиян (76%) признаются в том, что любят готовить. Реже о любви к готовке говорят представители молодежи 18-24 лет (67%), мужчины.

Почти половина опрошенных (49%) готовят еду дома практически ежедневно. Еще треть (33%) готовят несколько раз в неделю. 18% россиян готовят дома редко или не готовят вовсе. Чаще это молодежь 18–24 лет (29%), мужчины (33% против 7% среди женщин; при этом доля тех, кто вообще не готовит, среди мужчин и женщин различается в 10 раз — 10% против 1% соответственно).
с 56 (1).jpg

Большинство россиян едят, перекусывают, пьют чай вприкуску, например, со сладостями 3–4 раза в день (66%). Почти пятая часть (18%) заявляют, что ежедневно принимают пищу 5 и более раз.

По количеству приемов пищи к «классическому» режиму питания, знакомому нам с детства (завтрак, обед, ужин), ближе мужчины: 42% отмечают, что едят трижды в день (против 31% среди женщин). Женщины, в свою очередь, склонны принимать пищу чаще (22% едят или перекусывают минимум 5 раз в день — против 14% среди мужчин).
с 57 (1).jpg

Любимым приемом пищи для большинства россиян является ужин (выбрали 44%), на втором месте — обед (30%). Завтраки менее популярны (18%). Как полагают в НАФИ, это обусловлено образом жизни большинства россиян: в условиях ограниченного времени по утрам (перед работой или учебой) завтрак скорее становится источником необходимого количества калорий, чем способом получить удовольствие от еды. Эта гипотеза подтверждается данными представленного исследования: среди тех, кто любит завтракать, больше людей пенсионного возраста (22%), безработных (22% против 17% среди трудоустроенных). Лучше относятся к завтраку женщины (22% назвали любимым приемом пищи — против 14% среди мужчин).

Самые распространенные продукты в рационе россиян — овощи (46% едят практически ежедневно), молочные продукты и сладости (по 36%). Молочные продукты большей популярностью пользуются у женщин (43% женщин против 28% мужчин потребляют их практически ежедневно).

Красное мясо (говядина, свинина и пр.) и изделия из него чаще едят люди с уровнем благосостояния выше среднего (35% против 23% в среднем по стране). И чем лучше материальное положение опрошенных, тем чаще мясные блюда оказываются у них на столе.

Мясо птицы (курица, индейка) наиболее популярно у россиян 35–44 лет (33% употребляют его в пищу практически ежедневно — против 24% по всем опрошенным), а также у людей с высоким достатком (34% против 18% среди тех, чей уровень материального благосостояния «ниже среднего»).

Чем старше россияне, тем чаще они едят фрукты (для сравнения: 21% опрошенных в возрасте 18–24 лет потребляют их почти ежедневно — против 39% среди людей 55 лет и старше). Также фрукты чаще включают в свой рацион питания женщины (39% против 20% среди мужчин) и люди с высоким достатком (42% против 22% среди россиян, оценивающих собственный уровень благосостояния как низкий).

В числе наиболее редко потребляемых — каши, хлопья или мюсли (каждый или почти каждый день едят 18% опрошенных), сладкие газированные напитки (10%), рыба и морепродукты (6%). Как правило, чаще покупают рыбу и морепродукты для себя и своей семьи женщины, россияне среднего возраста (35–44 года), проживающие в семье из 2–4 человек, имеющие уровень достатка выше среднего. Наименее активно потребляют эти продукты молодые россияне 18–24 лет.

Четверть участников исследования (25%) не соблюдают никаких ограничений, связанных с питанием. ТОП-5 самоограничений, которые все же стараются соблюдать россияне — отказ от потребления некачественных продуктов, газированных напитков и алкоголя, а также от поздних ужинов и жирной пищи.

Большинство россиян (61%) считают себя хорошо знакомыми с правилами питания, помогающими поддерживать здоровье организма. Недостаточной свою осведомленность о принципах здорового питания находят почти треть опрошенных (32%). В этой категории преобладают молодые люди 18–24 лет (38%), мужчины (39% против 27% среди женщин), представители рабочих специальностей (41%).

82% россиян считают, что о принципах правильного питания и влиянии различных продуктов на организм дети должны узнавать на школьных уроках.

Более половины жителей России удовлетворены как качеством собственного питания, так и количеством потребляемых продуктов и считают, что за последний год качество их питания не изменилось. Об ухудшении качества своего питания за последний год говорит пятая часть россиян (19%). Среди них велика доля пенсионеров и людей с низким уровнем материального достатка.

Готовые блюда на дом за прошедший год заказывали более половины россиян

Готовые блюда на дом за прошедший год заказывали более половины россиян

Комментарии (0)
Похожие статьи