Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Кофейный авангард

14 декабря 2023, 04:12
Крупнейшие cети кофеен Европы в прошлом году увеличили общее количество точек на 4%. Тройка лидеров остается неизменной: McCafe, Costa и Starbucks. Представляем традиционный рейтинг от наших партнеров из европейского «Foodservice».
DSC02271-HDR.jpg

На конец 2022 г. 80 ведущих кофейных брендов Европы вместе насчитывали 21 036 кофе-баров. Первое место в рейтинге крупнейших сетей кофеен сохраняет за собой McCafé с 3372 точками. За ним следуют Costa Coffee (3099 точек) и Starbucks (3066 точек). Вместе десять крупнейших кофейных сетей европейского континента превышают планку 14 000 заведений.

«Несмотря на сложный экономический климат и неуверенность потребителей в завтрашнем дне, сетевые кофейни будут продолжать расти на европейских рынках», – уверен директор по маркетингу турецкого бренда Espresso Lab (28-е место в рейтинге) Эрсин Кефели. Эта концепция уже представлена и в Германии – тремя точками в Нюрнберге.

По мнению старшего менеджера по развитию сети Coffee Island (7-е место) Ахиллеаса Лазару, ведущими проблемами сетевых кофеен являются продолжающийся дефицит рабочей силы, который обостряет существующий кадровый кризис, растущая конкуренция со стороны независимых кофеен и стоимость сырья.
111.jpg

Среди наиболее важных тенденций на рынке кофе-баров менеджер по коммуникациям греческой сети Gregory's (10-е место) Эфтихия Данакоу выделяет три момента, которые повторяют и другие опрошенные «Foodservice» игроки: экологичность (компании стараются минимизировать воздействие на окружающую среду, разрабатывая многоразовую упаковку и применяя экологичные методы ведения бизнеса), качественный кофейный опыт дома (эта тенденция возникла во время пандемии и с тех пор продолжает расти), веселье и эксперименты (потребность людей быть активными в социальных сетях и создавать интересный контент побуждает их пробовать новые предложения кофе и напитков). Эрсин Кефели также отмечает, что поколение Z формирует новую волну потребителей кофе, чьи предпочтения сильно отличаются от предпочтений других целевых групп. Это поколение имеет сильную склонность «ко всему, кроме традиционного кофе».

Для основателя и генерального директора сербской сети Kafeterija (58-е место) Зорана Станоевича еще одной важной тенденцией является бизнес доставки из кофе-баров. Однако, по мнению управляющего директора Food Service Switzerland (Caffè Spettacolo, 74-е место) Моники Зандер, для этого необходимы доставочные решения, отвечающие высоким стандартам качества и способные обеспечить кофейным напиткам, отправляемым на доставку, вкус, сравнимый со вкусом продукта, потребляемого на точке.

Еще один тренд на кофейном рынке, по словам исполнительного директора компании Puccino's (68-е место) Саманты Фитцджеральд, – это здоровье, фитнес и хорошее самочувствие, что стимулирует спрос на напитки и продукты на растительной основе.

Руководитель отдела международного франчайзинга греческой сети Mikel (11-е место) Дионисиос К. Дафаранос считает, что используемая сегодня модель подписки на кофе может стать эффективным способом формирования лояльности к бренду. Пионером в этом направлении является шведская сеть Espresso House (8-е место). В 2020 г. компания ввела в пяти странах единый тариф на кофейную подписку. Компания Pret также была одной из первых и впоследствии расширила первоначальную подписку на кофе, добавив в нее предложения по еде.

«Я думаю, что кофейни будут увеличивать свои продажи за счет других продуктов помимо кофе. Например, за счет продуктов питания или даже кофейных аксессуаров для домашнего использования», – считает менеджер по франчайзингу компании Caffe Pascucci (59-е место) Фабио Андреани. Итальянская сеть Caffe Pascucci насчитывает 581 точку по всему миру.

Десятка лидеров
1. McCafé. На первом месте по количеству торговых точек с приростом почти 2% к предыдущему году снова McCafé, shop-in-shop концепция гиганта быстрого питания McDonald's. Бренд насчитывает более 4000 кофе-баров в 60 странах мира, включая 3372 (оценочные данные) в 27 европейских странах. Наибольшую представленность сеть имеет в Германии, Италии, Испании и Франции.

Интересная новинка у McCafe есть за пределами европейского континента. В Канаде состоялась премьера второй независимой кофейни – первого автономного подразделения McCafé в аэропорту. В 2015 г. McDonald’s уже открывал автономный филиал McCafe на вокзале Union Station в Торонто. В аэропорту также будут установлены терминалы самозаказа, чтобы удовлетворить растущий спрос на кофе навынос.

2023 г. стал юбилейным для McCafe: 30 лет назад концепция впервые увидела свет, случилось это в Австралии. «Одной из инноваций, которой мы больше всего гордимся в австралийском подразделении McDonald’s, является McCafe – идея, ставшая успешной во всем мире. Имея более 1000 точек в Австралии, McCafe сегодня является одним из крупнейших розничных продавцов кофе в стране и готовит каждый четвертый кофейный напиток, продаваемый в Австралии», – говорит бренд-менеджер McDonald’s в Австралии Лэнси Хуинь.

2. Costa Coffee. На втором месте британская сеть кофе-баров, которая в 2019 г. стала частью Coca-Cola и работает в 15 европейских странах. Из 3099 точек чуть менее 2800 находится в Великобритании и Ирландии. В мировом масштабе Costa Coffee насчитывает 4046 кофе-баров. Как сообщают в компании, в начале года европейские рынки еще восстанавливались после ограничения путешествий во время пандемии и последствий конфликта на Украине, но во второй половине года восстановление шло быстрыми темпами, что позволило превзойти показатели 2019 г.

В середине 2022 г. Costa отпраздновала открытие 300-й кофейни формата drive-thru в Великобритании. Компания воспользовалась этим поводом, чтобы обнародовать свою амбициозную стратегию развития. К 2025 г. сеть планирует открыть более 500 заведений формата drive-thru, причем только в текущем году в формат drive-thru будет инвестировано более £20 млн. Кроме того, будет установлена 1000 торговых автоматов Costa Express, включая недавно модернизированный автомат самообслуживания, предлагающий горячие напитки и напитки со льдом.

Цифровизация также занимает центральное место в стратегии. Такие функции, как Click & Collect и Click & Serve, доступные в приложении Costa Club, существенно ускоряют время обслуживания. Ожидается, что в скором времени пользователям будет доступно голосовое управление заказом.

3. Starbucks. Лидер мирового рынка кофеен перешагнул рубеж в 3000 заведений на европейском континенте. По сравнению с предыдущим годом в Starbucks зафиксировали рост числа точек на 3%. Тройка стран – лидеров по количеству кофеен: Великобритания (1188 точек), Турция (640 точек) и Франция (220 точек). Четвертое место с 155 кофе-барами занимает Германия.

На конец 2022 г. бренд насчитывал 36 170 точек на 83 рынках. В корпоративном управлении Starbucks находится 51% всех кофеен. Только в Северной Америке сеть насчитывает около 17 400 заведений, а в Китае – более 6000.

Проблемы в Китае сильно отразились на квартальном балансе Starbucks. За три месяца до конца декабря 2022 г. объем продаж в этой стране упал на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Китайский бизнес Starbucks уже некоторое время испытывает трудности из-за неоднократных локдаунов, вызванных ковидом. В целом по группе компаний Starbucks увеличила продажи на 5% – не в последнюю очередь благодаря сильному росту на родном рынке США, – но не смогла оправдать ожидания рынка. Только в Северной Америке и США продажи Starbucks выросли на 10% по сравнению с предыдущим годом, что, как считают в компании, было обусловлено главным образом 9%-ным ростом средней цены.

Осенью 2022 г. Лаксман Нарасимхан был назначен новым генеральным директором, а в марте этого года он официально принял бразды правления от временно исполняющего обязанности CEO и основателя компании Говарда Шульца.
222.jpg

4. Coffee Like. На четвертом месте – российская концепция мини-кофеен, основанная в 2013 г. и насчитывающая к концу 2022-го 920 точек в четырех странах. Концепция ориентирована преимущественно на продажи кофе навынос.

5. Caffè Nero. Британская концепция опустилась на 5-е место в рейтинге. На конец 2022 г. сеть насчитывала 886 кофе-баров (+1% год к году).

В группу Caffè Nero также входят сети Coffee#1 (34-е место) и Harris+Hoole (60-е место). Caffè Nero работает в десяти странах и имеет более 1000 точек. Оборот в финансовом году, закончившемся 31 мая 2022 г., увеличился на 69% и составил £349,1 млн.

По данным британской отраслевой службы Propel, операционная прибыль компании увеличилась до £30,4 млн (в 2021-м финансовом году: £13,3 млн). Общая EBITDA бренда за год составила £57,65 млн (в 2021-м финансовом году: £38,5 млн), при этом доля Caffè Nero составила £46,7 млн, Harris + Hoole – £828 тыс. и Coffee#1 – £10,4 млн.

В феврале 2022 г. группа приобрела у SA Brain еще 33% акций дочерней компании Coffee#1, увеличив свою долю в бренде до 76,5%.

6. Tchibo. Традиционный обжарщик из Германии сообщает о 825 кофе-барах в магазинах в восьми странах. По сравнению с предыдущим годом количество точек сократилось более чем на 1%. В тройку лидеров по объему продаж входят рынки Германии, Австрии и Швейцарии.

Недавно стало известно, что в Tchibo грядет крупное сокращение рабочих мест. До конца года может быть сокращено около 300 сотрудников.

7. Coffee Island. Греческая сеть вновь демонстрирует рост: на 3% больше кофеен, чем в 2021 г. Coffee Island насчитывает 520 точек в шести странах Европы. «В 2022 г. мы сосредоточились на развитии бизнеса в рамках существующей сети и на максимизации бизнес-показателей, чтобы и в дальнейшем предлагать гостям лучшие впечатления», – объясняет Ахиллеас Лазару. По его мнению, тремя наиболее важными тенденциями на рынке кофе-баров являются экологичность и прозрачность, рост потребления кофе в домашних условиях, программы лояльности и мобильный маркетинг.

8. Espresso House. Шведский бренд кофе-баров работает в пяти странах и насчитывает 500 точек. В тройку лидеров по обороту входят Швеция, Финляндия и Дания.

Трендовым кофейным напитком руководитель отдела по связям с общественностью Espresso House Ловиса Эрнестам называет нитро-колд-брю. Кроме того, все большее значение приобретает здоровый образ жизни, поэтому гости нередко просят добавлять в напитки витамины. По ее мнению, в развитии меню напитков и еды, особенно для молодых людей, стоит делать ставку на продукты на основе растительного сырья. Наиболее популярным растительным напитком она называет овсяное молоко.

9. 5 to go. Компания родом из Румынии поднялась на одну позицию в рейтинге благодаря почти 30%-ному росту количества точек по сравнению с предыдущим годом. Половина кофеен находится в Бухаресте. Сеть планирует активное развитие в Венгрии, ставшей для бренда четвертым международным рынком наряду с Великобританией, Францией и Бельгией. Самые большие возможности для рынка кофе-баров основатель 5 to go Раду Савопол видит в хорошем соотношении цены и качества и близости бренда к потребителям.
5 to go.jpeg

10. Замыкает десятку лидеров греческая концепция Gregory's. Количество кофеен в 2022 г. выросло на 1%, до 371 точки в четырех странах. «2022 г. был очень сложным, – говорит Эфтихия Данакоу, – особенно в связи с последствиями пандемии и событий на Украине». По ее словам, на бизнес повлияла высокая инфляция, вызванная нарушением глобальных цепочек поставок и тревожным ростом стоимости энергоносителей и сырья. Для борьбы с этим были приняты фискальные меры, а также законодательное вмешательство в рынок труда с повышением минимальной заработной платы, что привело к росту стоимости рабочей силы. Кроме того, введение экологического сбора на одноразовый пластик привело к дополнительному росту цен на продукцию. «Теперь цена стала самым важным критерием покупки, что в результате привело к увеличению потребления кофе в домашних условиях», – отмечает Данакоу. Для 2022 г. также характерны цифровая трансформация большого количества компаний в соответствии с бумом электронной коммерции и значительное увеличение количества онлайн-заказов и доли доставки в бизнесе кофеен.

Наибольшие возможности для игроков рынка кофеен Данакоу видит в совершенствовании клиентского опыта. Компаниям необходимо дать своим гостям больше причин, чтобы те продолжали выбирать именно их. Важно адаптироваться к различным потребностям и ожиданиям гостей как с точки зрения их возраста и поколений, так и с точки зрения их личности и поведения. Не менее важно укреплять лояльность к бренду, предлагая гостям дифференцированные вознаграждения. И, наконец, необходимо правильно коммуницировать с поколением Z. Новое цифровое поколение не впечатляют традиционные методы рекламы – компаниям придется учитывать потребности молодежи, ведь именно они являются потребителями будущего.
Tabl.jpg

Кофейный авангард

Кофейный авангард

Комментарии (0)
Похожие статьи