16 апреля 2020, 07:04
Жанна Присяжная / Москва,
В 2019 г. рынок готовых рационов питания, по данным информационного агентства INFOLine, вырос на 53% и достиг 7,2 млрд руб. В первые недели самоизоляции и перехода многих офисов на удаленную работу продажи Performance Group (входит в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанк), одного из основных игроков по изготовлению готовых рационов, по-прежнему росли. О дальнейших возможных сценариях развития бизнеса «FoodService» расспросил основателя Performance Group Артура Зеленого.
- Ваш сегмент рынка изначально «заточен» на доставку и онлайн продажи. Как ведут себя ваши клиенты в нынешних условиях? Изменился ли спрос на готовые рационы?
- Мы вышли на рынок в 2015 году, тогда эта была нишевая история – питание исключительно для спортсменов. Рационы разрабатывались с учетом их потребностей: питание при «сушке», наборе массы, потере веса, удержании веса и пр. В таком формате мы работали недолго, постепенно расширяя предложение. Год от года доля спортсменов снижалась. Сегодня наши клиенты – средний класс и выше, люди с достатком, следящие за питанием, привыкшие пользоваться онлайн-сервисами. Поэтому пока сложившаяся ситуация негативно на нас не повлияла. Конечно, все будет зависеть от ее дальнейшего развития. Но в целом для нас прогнозы положительные.
У людей в какой-то момент действительно будут заканчиваться накопления, многие начнут экономить, но мы ожидаем, что, если все спустятся на ступеньку ниже, к нам придут люди, которые раньше питались в дорогих ресторанах.
- Объемы продаж по-прежнему растут? Или спад все-таки ощущается?
- До кризиса рынок готовых рационов рос на 50-60% в год. И весной, когда люди начинают готовится к лету, у нас всегда был ощутимый рост. Этой весной мы пока тоже растем: за первую неделю самоизоляции количество доставок превысило план на 12%, за вторую – еще на 10%. Отсеялась небольшая часть клиентов, кто заказывал специализированное спортивное питание: приостановлены активные тренировки, закрыты спортивные залы. Но пока этот отток с лихвой компенсируются сотрудниками офисов, перешедшими на удаленку. При этом стали заказывать недельные, а не двухнедельные рационы: люди экспериментируют, пытаются как-то развлечь и побаловать себя в изоляции, чем-то заменить поход в ресторан.
Если пандемия продлится до начала лета, то во втором квартале будет заметный рост заказов. В третьем квартале ситуация вернется к привычному ритму, будет снижение объема заказов, но не критичное, поскольку у людей будет работа, а значит - доход. При этом появится привычка заказывать готовые рационы, что станет дополнительным стимулом для нашего рынка.
- Что-то же у вас все-таки изменилось с началом пандемии?
- Безусловно, выросли расходы на упаковку: мы стали упаковывать контейнеры в дополнительные пакеты с запайкой, введена бесконтактная доставка. Также выросли расходы, связанные с ужесточением контроля безопасности, проверкой состояния здоровья сотрудников, был увеличен штат курьеров. Часть офиса переведена на удаленку.
- Каков средний чек одного заказа? Каково годовое количество заказов?
- В 2019 году средний чек одного заказа составил 9,3 тыс. рублей. Количество выполненных заказов – 166 тыс. Оборот – 1,55 млрд рублей.
- В каких городах вы представлены?
- Сейчас у нас работают четыре пищевых производства в Москве. Последнее, самое крупное, запустили в ноябре. На нем трудится около 200 сотрудников. Также есть по одному заводу в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
- Многие поставщики и производства сейчас ужимаются, а то и приостанавливают работу. Вы уже ощутили перебои с ингредиентами или упаковкой?
- Мы работаем на рынке, который растет минимум на 40-50% в год, поэтому печатаем тиражи упаковки с опережением. В начале каждого года заключаем контракт, действующий год. Сейчас только начинается второй квартал, потому проблем нет. С ингредиентами также пока нет перебоев: подавляющее количество продуктов – российские, поставки постоянные, поскольку мы не храним основную часть ингредиентов более 48 часов.
- Какие типы рационов вы производите? В основном диетическое питание, ЗОЖ?
- Сейчас у нас три бренда: Performance Food, Level Kitchen и My Food. My Food – наш новый бренд, который отвечает спросу на вкусную, безопасную еду, а не, скажем так, чистый ЗОЖ. Это, в том числе, кухни народов мира. Если вернуться к теме самого популярного направления, то это Level Kitchen, покрывающий 70% заказов.
- Планируете ввести новые линейки?
- Да. Пандемия и кризис, которые повлекут снижение доходов населения, в том числе и части наших клиентов, вынудят людей перейти на что-то более бюджетное. Сейчас мы планируем запуск линейки бюджетных рационов – некий прототип улучшенного обеда из столовой, но с более высоким качеством.
- Как вы видите развитие своей отрасли, если пандемия продлится до лета?
- Если ситуация с вирусом к июню полностью нормализуется, третий и четвертый квартал для рынка доставки готовых рационов будут немного слабее. Люди, пусть и не все, вернутся в общественные места: рестораны, торговые центры, кинотеатры. Но значительная часть привыкнет к онлайн-сервисам и станет их постоянными клиентами. А значит, у сервисов, доставляющих еду, появится шанс существенно нарастить рыночную долю.
- Мы вышли на рынок в 2015 году, тогда эта была нишевая история – питание исключительно для спортсменов. Рационы разрабатывались с учетом их потребностей: питание при «сушке», наборе массы, потере веса, удержании веса и пр. В таком формате мы работали недолго, постепенно расширяя предложение. Год от года доля спортсменов снижалась. Сегодня наши клиенты – средний класс и выше, люди с достатком, следящие за питанием, привыкшие пользоваться онлайн-сервисами. Поэтому пока сложившаяся ситуация негативно на нас не повлияла. Конечно, все будет зависеть от ее дальнейшего развития. Но в целом для нас прогнозы положительные.
У людей в какой-то момент действительно будут заканчиваться накопления, многие начнут экономить, но мы ожидаем, что, если все спустятся на ступеньку ниже, к нам придут люди, которые раньше питались в дорогих ресторанах.
- Объемы продаж по-прежнему растут? Или спад все-таки ощущается?
- До кризиса рынок готовых рационов рос на 50-60% в год. И весной, когда люди начинают готовится к лету, у нас всегда был ощутимый рост. Этой весной мы пока тоже растем: за первую неделю самоизоляции количество доставок превысило план на 12%, за вторую – еще на 10%. Отсеялась небольшая часть клиентов, кто заказывал специализированное спортивное питание: приостановлены активные тренировки, закрыты спортивные залы. Но пока этот отток с лихвой компенсируются сотрудниками офисов, перешедшими на удаленку. При этом стали заказывать недельные, а не двухнедельные рационы: люди экспериментируют, пытаются как-то развлечь и побаловать себя в изоляции, чем-то заменить поход в ресторан.
Если пандемия продлится до начала лета, то во втором квартале будет заметный рост заказов. В третьем квартале ситуация вернется к привычному ритму, будет снижение объема заказов, но не критичное, поскольку у людей будет работа, а значит - доход. При этом появится привычка заказывать готовые рационы, что станет дополнительным стимулом для нашего рынка.
- Безусловно, выросли расходы на упаковку: мы стали упаковывать контейнеры в дополнительные пакеты с запайкой, введена бесконтактная доставка. Также выросли расходы, связанные с ужесточением контроля безопасности, проверкой состояния здоровья сотрудников, был увеличен штат курьеров. Часть офиса переведена на удаленку.
- Каков средний чек одного заказа? Каково годовое количество заказов?
- В 2019 году средний чек одного заказа составил 9,3 тыс. рублей. Количество выполненных заказов – 166 тыс. Оборот – 1,55 млрд рублей.
- В каких городах вы представлены?
- Сейчас у нас работают четыре пищевых производства в Москве. Последнее, самое крупное, запустили в ноябре. На нем трудится около 200 сотрудников. Также есть по одному заводу в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
- Мы работаем на рынке, который растет минимум на 40-50% в год, поэтому печатаем тиражи упаковки с опережением. В начале каждого года заключаем контракт, действующий год. Сейчас только начинается второй квартал, потому проблем нет. С ингредиентами также пока нет перебоев: подавляющее количество продуктов – российские, поставки постоянные, поскольку мы не храним основную часть ингредиентов более 48 часов.
- Какие типы рационов вы производите? В основном диетическое питание, ЗОЖ?
- Сейчас у нас три бренда: Performance Food, Level Kitchen и My Food. My Food – наш новый бренд, который отвечает спросу на вкусную, безопасную еду, а не, скажем так, чистый ЗОЖ. Это, в том числе, кухни народов мира. Если вернуться к теме самого популярного направления, то это Level Kitchen, покрывающий 70% заказов.
- Планируете ввести новые линейки?
- Да. Пандемия и кризис, которые повлекут снижение доходов населения, в том числе и части наших клиентов, вынудят людей перейти на что-то более бюджетное. Сейчас мы планируем запуск линейки бюджетных рационов – некий прототип улучшенного обеда из столовой, но с более высоким качеством.
- Как вы видите развитие своей отрасли, если пандемия продлится до лета?
- Если ситуация с вирусом к июню полностью нормализуется, третий и четвертый квартал для рынка доставки готовых рационов будут немного слабее. Люди, пусть и не все, вернутся в общественные места: рестораны, торговые центры, кинотеатры. Но значительная часть привыкнет к онлайн-сервисам и станет их постоянными клиентами. А значит, у сервисов, доставляющих еду, появится шанс существенно нарастить рыночную долю.
Теги: