Наши вопросы:
1. Как поменялись за последний год предпочтения гостей, трафик, средний чек?
2. Как изменилось меню? От каких продуктов и позиций отказались? Какие удачные новинки вводили? Каковы хиты продаж?
3. Как за последний год показала себя доставка? Какую долю оборота она приносит сегодня? Какие блюда стали хитами в доставке? Как планируете дальше развивать услугу?
4. Какие технологические решения внедрили или планируете? Закупали ли новое оборудование, посуду, обновляли ли интерьер ресторанов?
Эльмира Ситдикова, директор по маркетингу ГК «Шоколадница» (Москва)
2. В прошлом году мы сделали конструктор завтраков и получили очень хороший отклик. Теперь гости могут выбрать основу для блюда, например, омлет, и добавить ингредиенты на свое усмотрение. Таким образом мы закрыли различные пищевые потребности. Также у нас появился раздел «Завтрак от шефа», где представлены интересные, полноценные сытные блюда, не только комбо. Эти нововведения в целом поспособствовали увеличению среднего чека на завтраки. Ужины несколько просели, как я уже говорила, по большей части, в центральных локациях. И сейчас впервые мы ввели три варианта комбо на ужин – за 550 руб., 590 руб. и 640 руб. В бюджетный вариант входят базовые блюда, чай и кофе, в рамках же гранд-ужина представлен расширенный ассортимент горячих блюд, закусок. Можно выбрать алкоголь.
Из новинок – сырное меню, где представлены интересные вкусовые сочетания, например, сыра халуми и хурмы, кофе с инжиром и голубым сыром, сырников с рикоттой. В ЗОЖ-направлении отличные показатели у нашего веганского бургера с растительной котлетой – блюдо за короткий срок стало звездой инстаграма.
3. За прошлый год доставка чуть приросла и сейчас приносит порядка 15-17% оборота. Для нас это прорыв. Пока мы работаем с агрегационной моделью, но в ближайшей перспективе будем обновлять наш сайт с упором на собственную доставку. Отдельно для меню доставки разработали комбопредложения и блюда, которых нет в ресторанах. Среди хитов по-прежнему салат «Цезарь», крем-суп из шампиньонов, сырники, блинчики, пицца и кофе.
Относительно оборудования: все новые «Шоколадницы», а мы уже открыли несколько корпоративных точек в Москве за последнее время и сделали ремонт в некоторых ранее открытых, делаем по новому бренд-буку, оснащаем витринами grab&go и детскими уголками, если это соответствует потребностям локации. Помимо цифровизации мы поддерживаем и арт-развитие сети, сотрудничая, например, с молодыми художниками. Авторы пишут картины – собственные интерпретации работы Жан-Этьен Лиотара «Прекрасная шоколадница», которыми мы декорируем новые кофейни.
Михаил Фишер, совладелец сети пельменных «Лепим и варим» (Москва)
2.Никаких кардинальных изменений по меню на точках не делали. Относительно новинок – все позиции, которые есть и появляются в нашей основной ценовой категории до 290 руб., прекрасно себя чувствуют и отлично продаются. Стоит нам превысить планку, и спрос на блюдо сразу падает. Поэтому, пока экономическая ситуация не стабилизируется, все новинки мы стараемся ужимать в эту категорию. На время отказались от экспериментов с дорогими ингредиентами: трюфелями, морепродуктами и пр. Хотя у нас лежат, например, проработанные крутые рецепты пельменей с розовой телятиной, сейчас их вводить нецелесообразно.
Наш неизменный хит продаж – «Мамин сибиряк», классические пельмени со свининой и говядиной: их продажи в вареном и замороженном виде приносят нам практически 10% оборота. На втором месте в нашей бюджетной ценовой категории «Итальянцы в России» – пельмени с филе куриного бедра, пармезаном и базиликом.
В 2021 г. провели небольшую цифровизацию и перешли с rkeeper на iiko, чтобы собрать все 15 московских и 20 региональных точек в одну электронную экосистему.
Михаил Левченко, сооснователь столичных ресторанов J’pan, Ra’Men, Touch of Matcha (Москва)
2.Как я уже отметил, мы значительно увеличили меню. Так, в Ra’men было 35 позиций, сейчас – 55. Ввели больше закусок, премиальных ингредиентов. Например, в новом J’Pan на Забелина появились японские шашлыки кусияки – они не воспринимаются гостями как основное блюдо, но это уже и не холодная закуска, и такая позиция очень хорошо дополняет чек.
Несмотря на то, что мы небольшая сеть, нас все равно затрагивают глобальные мировые проблемы. В течение всего года сталкивались с перебоями в поставках ингредиентов. Это происходило по разным причинам, где-то даже было связано с мировым контейнерным кризисом. Так, в декабре были серьезные перебои с мукой для моти, на каком-то этапе пропадала рыба, затем традиционно исчезал качественный авокадо. Но небольшой сети с этим справляется легче: фасованные продукты скупали у розницы, на маркетплейсах. На стоп практически ничего не ставили, если только блюдо с темной тапиокой – она пропадала в Москве в начале года. В целом, основное меню у нас выстроено по принципу взаимозаменяемых ингредиентов.
4.Сейчас мы используем достаточно простое, стандартное оборудование. У нас был опыт работы со специфической техникой. Заказывали, например, специальную плиту для такояки из Японии со множеством функций. Она замечательная, но дорогая, и при поломке ее никто не может починить. Был опыт и в Ra’men – устанавливали систему по автоматическому смешиванию коктейлей, но тоже отказались. Сейчас используем максимально простое оборудование: в разы дешевле, можно починить или купить новое – оно всегда есть у какого-нибудь поставщика в Москве.
Еще к концу года у поставщиков практически закончилась нормальная посуда, а мастерские были заняты заказами на 2-3 месяца вперед, поэтому для нашего нового J'pan на Забелина мы привезли всю посуду самолетом из Японии. Причем мы не стали покупать ее у ресторанных поставщиков, а обратились к небольшой компании, которая специализируется на японской керамике в стиле Kutani и покупает небольшие партии у крошечных мастерских. Благодаря этому у нас сейчас на Забелина совершенно особенная посуда, с настоящей японской ручной росписью, что стало отдельной важной точкой контакта. В феврале-марте мы запустим специальных магазин на базе J'pan, в котором можно будет купить японскую посуду, предметы интерьера и даже мебель в стиле Japandi.
Федор Гадалов, шеф-повар E-day Cafe (Санкт-Петербург)
Больше всего мы зарабатываем в бистро, в общем обороте порядка 80%. В меню бистро около 35 позиций, включая выпечку и напитки. Чтобы предоставлять гостю выбор, мы не ленимся и каждый день обновляем половину позиций в меню, люди это ценят. Например, если в среду веганские блюда представляют постные щи и запеченные кабачки, то в четверг за растительное направление отвечают овощное рагу и морковные котлеты.
Средний чек в бистро в начале года составлял 250 руб., недавно мы подняли цену на 20 руб. Цены на блюда в меню a la carte за год подняли на 10 руб. В бистро за последний год мы вышли на показатели, к которым стремились. В 2021-ый мы входили с трафиком в 450 гостей, сегодня в день приходит 550-600. Учитывая, что всего в бизнес-центре работает около 900 сотрудников компании Settl Group, это хороший результат.
Если говорить о главной тенденции в настроениях гостей, это выбор более дешевых позиций. Люди выбирают сытные недорогие блюда. Условно, между курицей за 150 руб. и лососем за 340 львиная доля гостей выберет курицу. А плов за 150 руб. берут еще чаще, ведь 250 г риса с мясом питательнее, чем кусок курицы без гарнира.
2. Мы работаем при бизнес-центре, наше основное предложение — бизнес-ланч. Из 600 человек ежедневно ланч заказывают порядка 400 гостей. Чтобы быть лояльными всем, за год мы ввели три дополнительных варианта бизнес-ланчей. Для адептов здорового питания сделали фиш-ланч с рыбой за 290 руб.; веганский ланч за те же 290 (продержался полгода); ланч XL за 360 руб. в виде конструктора, можно собрать свой набор блюд из меню а ля карт.
Каждый день с 17 до 18 часов мы даем скидку 50% на весь ассортимент. Нам это позволяет к концу рабочего дня освобождать полки и закрывать день с минимальными остатками. Мы почти полностью ушли от сорта майонеза, который использовали ранее, заменив на более дешевые в закупке бренды. Планирую отказаться от рукколы, с ней перебои на таможне. Мясная продукция дорожает с каждым днем, все время приходится искать продукты по невысоким ценам. Если говорить о кулинарии, здесь я бы отметил увеличение продаж кофе. Также мы усилили кондитерскую витрину.
3.Во время локдаунов мы не закрывали обслуживание в бистро — наличие собственного производства при наших точках питания позволяло нам предоставлять услугу корпоративного питания. Гостей с улицы мы не обслуживали, кормили только сотрудников бизнес-центра.
Меню доставки мы разработали еще в конце 2020 г.: там удоны, суши, пиццы, бургеры. Доставка рассчитана на жителей нового жилого комплекса, который находится рядом с бизнес-центром. Во время локдаунов доставка из кафе и кулинарии была востребована в большей степени, но больших заработков эта услуга нам не приносит. Как исключение — в прошлом декабре был всплеск продаж на доставку перед Новым годом, мы заранее оповещали гостей о новогоднем меню и готовили запеченных гусей, горы салатов, заливное. Это позволило нам отдохнуть в праздники и открыться 10 января.
4. Из-за постоянного спроса на картофельное пюре сломались венчики в погружном блендере. Купил новое устройство для протирки для пюре.