Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Голые цифры: операционные показатели отельного сегмента 2020

Голые цифры: операционные показатели отельного сегмента 2020

30 Августа 2020, 09:08 Жанна Присяжная / Москва,

2020-й для большинства игроков гостиничной индустрии стал годом несбывшихся надежд: после нескольких лет уверенного роста рынки Москвы, Петербурга и многих других городов, лишившихся туристов, выставок и командировочных, демонстрируют рекордно низкие показатели. Представляем драматическую статистику отельного рынка в цифрах, которыми с «FoodService» поделились ведущие консалтинговые агентства в сфере недвижимости.  

shutterstock.jpg
Падение спроса на услуги отелей началось еще за несколько недель до объявления периода нерабочих дней. «Нарастающая отрицательная динамика была очевидна уже после 11 марта 2020 г., усугубившись на фоне закрытия границ и перехода к режиму самоизоляции», – отмечает руководитель отдела гостиничного консалтинга агентства JLL Яна Уханова. Евгений Осипов, основатель консалтингового проекта Hospitality Studio by Evgeny Osipov, также подмечает, что активность в городских бизнес-отелях начала снижаться уже с середины марта. «Некоторые собственники малых городских отелей вовсе их закрыли, – говорит эксперт. – Не увидели смысла работать в режиме обсерваторов: врачей заселяли по специальным прайсам, стоимость проживания невысокая, в нее включены питание и все дополнительные расходы». Уборка номеров, по словам Осипова, стала затратнее, учитывая новые требования Роспотребнадзора. «Кроме того, всем постояльцам обязательно предоставляют набор средств индивидуальной защиты, включающий перчатки, маски, салфетки, санитайзеры», – продолжает он. 

В пандемию также выросли затраты отельеров на одноразовую посуду и ланчбоксы. Отчасти их удалось компенсировать за счет сокращения ФОТ, средств для посудомоечных машин и экономии электроэнергии – поскольку практически техникой пользоваться не приходилось. «И все же, если есть возможность заработать даже 500 руб. на заселении в текущих условиях, этим нужно воспользоваться: ведь самый дорогой номер в отеле – непроданный», – уверен Евгений Осипов. 

Смена парадигмы 

До пандемии российский рынок гостиничной недвижимости был ориентирован на реализацию максимально возможного числа новых отелей к чемпионату мира по футболу. «Такое крупное событие, несомненно, стало серьезным катализатором для развития рынка два года назад, – говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова. – Так, например, в Москве в 2018 г. номерной фонд гостиниц международных брендов увеличился на 10%. Было открыто семь отелей совокупным количеством 1719 номеров».

В то же время, по оценке Colliers, следующий после чемпионата 2019 год ознаменовался рекордно низким за десять лет показателем прироста качественного номерного фонда: в прошлом году столичный рынок пополнился всего двумя новыми отелями (223 номера). «В целом 2020 год должен был стать началом нового витка развития отельного сегмента, – продолжает Евгения Тучкова. – К открытию намечалось около 1000–1200 номеров в качественных отелях международных сетей. По факту, за первое полугодие 2020 г. не было открыто ни одного нового качественного отеля, а большинство проектов перенесены на 2021 год, что в целом логично: основной туристический сезон, в этом году не состоявшийся, подходит к завершению, так что по итогам года мы ожидаем прирост номерного фонда на 500–600 номеров максимум». 
shutterstock.jpg
Схожая картина, по данным Colliers, наблюдалась и в Санкт-Петербурге: приближение чемпионата мира по футболу стимулировало гостиничный девелопмент, в результате чего прирост новых номеров на рынке по итогам 2018 г. в абсолютных значениях стал самым высоким за последние десять лет, суммарно составив 1153 номера в десяти отелях, или 6% объема качественного номерного фонда в городе. Еще 852 номера в 13 отелях было открыто в 2019 г. «Что касается 2020 г, то в условиях карантинной изоляции и отсутствия турпотока рынок качественной гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за январь – июнь не пополнился ни одним объектом – говорит Евгения Тучкова. – Во второй половине года при стабилизации обстановки с вирусом предложение могут пополнить только небольшие отели локальных операторов емкостью до 50–70 номеров». 

Заполняемость в Москве 

По итогам первого полугодия 2020 г. средний уровень заполняемости гостиниц в Москве, по оценке Colliers, составил 35,5%, что в два раза ниже показателя в первом полугодии 2019 г. (72,8%). В пиковые же коронакризисные месяцы падение заполняемости было существенно выше. По данным JLL, средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц в столице во втором квартале 2020 г. составила 12,4%, что на 84% ниже аналогичного показателя 2019 г. (79,5%). «В июне наметились первые признаки восстановления, – комментирует ситуацию Яна Уханова. – Как и прогнозировалось, быстрее всего восстанавливаются гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента (upper midscale) и среднего ценового сегмента (midscale).
Брони МСК.png
Уже в июне в московских гостиницах данных сегментов наблюдалась загрузка на уровне 23–26%». В июле, по данным Colliers, показатель стал еще чуть выше и достиг 29–33%. «Загрузка отелей постепенно растет, однако данные величины, хоть и позитивные по сравнению с концом весны – началом лета, все еще далеки от «доковидных» показателей, – комментирует Евгения Тучкова. – Основным источником спроса становится внутренний туризм, рост числа бизнес-поездок и командировок, однако, по нашему мнению, в условиях отсутствия иностранных туристов показатели заполняемости останутся ниже привычных». Медленнее всего, по оценке JLL, восстанавливаются гостиницы более дорогих сегментов в связи с отсутствием деловых путешественников, туристов и MICE-мероприятий. «Мы ожидаем, что подобная ситуация сохранится до конца сентября – начала октября», – добавляет Яна Уханова. 
Операционные показатели МСК.png
Заполняемость в гостиничном сегменте, по мнению экспертов, будет постепенно увеличиваться к концу года. «Однако тот факт, что высокий сезон в России в целом и в Москве и Санкт-Петербурге как двух ключевых destination points прошел без иностранного турпотока, не сможет пройти незамеченным, – дополняет Евгения Тучкова. – Мы ожидаем, что итоговые показатели заполняемости гостиниц в Москве в 2020 г. вряд ли достигнут хотя бы 50%, что станет минимальным показателем за последние десять лет: так, по итогам 2019 г. средний уровень заполняемости московских гостиниц составил 77,4%». До этого, по данным Colliers, минимальным показателем был 2014 г., когда средняя заполняемость качественного номерного фонда (гостиниц, находящихся под управлением международных операторов) составила 64%. 
Брони_Петербург.png

Заполняемость в Санкт-Петербурге 

  В Санкт-Петербурге, по оценкам JLL, средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц во втором квартале 2020 г. составила 5,2%, что на 93% ниже аналогичного показателя 2019 г. (77,5%). «Но, в отличие от Москвы, в Северной столице первым стал восстанавливаться верхний предел высокого ценового сегмента (upper upscale), который в июне продемонстрировал загрузку на уровне 19%, существенно выше остальных сегментов, – подмечает Яна Уханова. – Во многом это связано с тем, что индивидуальные туристы, особенно из Москвы, решили воспользоваться ситуацией и посетить Санкт-Петербург в период белых ночей». Положительная динамика ощущалась в июне и июле. Однако по мере окончания сезона белых ночей наблюдается снижение интереса к Санкт-Петербургу. 

Санкт-Петербург.png

Динамика тарифов 

  Динамика операционных показателей гостиниц в течение второго квартала текущего года оказалась разнонаправленной. Люксовые отели не просто не шли на снижение тарифов, но и незначительно повышали их по сравнению с началом года. Основное снижение цен за номер наблюдается в демократичных сегментах рынка.  Средневзвешенный тариф (ADR) в Москве по итогам первого полугодия, согласно данным Colliers, составляет для люксовых отелей 16 819 руб./ночь, для верхнего предела верхнего сегмента гостиниц (upper upscale) – 7124 руб./ночь, для верхнего сегмента (upscale) – 5163 руб./ночь и для верхнего предела среднего сегмента и среднего сегмента (upper midscale&midscale) – 3634 руб./ночь. 

По данным JLL, в столице во втором квартале текущего года ADR снизился на 13% – до 6560 рублей годом ранее. Таким образом, средневзвешенный показатель доходности на номер (RevPAR) упал более чем на 86% до критически низкого уровня – 815 руб. По мнению Яны Ухановой, снижение тарифов гостиниц более демократичных ценовых сегментов на фоне удерживания цен люксовыми отелями позволит рынку избежать «эффекта домино» и быстрее восстановиться по мере укрепления спроса. 

Гостиничный рынок Санкт-Петербурга во втором квартале 2020 года испытал еще более сильное снижение RevPAR, нежели московский, – в среднем на 96–97%. «В сезон белых ночей гостиницы Санкт-Петербурга стали предлагать привлекательные цены на проживание, опустив тарифы в два раза, благодаря чему многие гости смогли позволить себе размещение в отелях более высоких ценовых сегментов», – подмечает Яна Уханова. 

Внутренний туризм 

  Аналитики агентства JLL, используя данные системы онлайн-бронирования TravelLine, проанализировали спрос на разных направлениях внутреннего туризма летом 2020 г. «В этом сезоне по всей России как никогда пользуются популярностью рекреационные объекты, SPA-отели, санатории, загородные комплексы, – комментирует Яна Уханова. – При этом высокий уровень спроса, существенно опережающий показатели прошлого года, наблюдается на всех основных внутрироссийских направлениях». 
Брони Ленобласть.png
Спрос на заселение сегмента weekend leisure, по оценке Евгения Осипова, начал расти во второй половине апреля. «Те отели, у которых были медицинская лицензия и коттеджи на территории помимо основного номерного фонда, оказались максимально экономически устойчивы в данный кризис, – говорит эксперт. – Спрос на них не прекращается и сейчас». По словам Евгения, отельеры, работающие в этом сегменте, сравнивают текущую ситуацию с периодом высокой загрузки, которая бывает в период Новогодних и майских праздников. «Если средняя их загрузка была 50%, то сейчас это почти 100% каждый день, чего не скажешь о городских бизнес-гостиницах, где она, в лучшем случае на данный момент составляет около 30-35%», – добавляет он. 
Краснодар.png
Самые высокие показатели загрузки в этом сезоне, согласно данным JLL, демонстрируют курорты Краснодарского края. «Примечательно, что наибольшим спросом пользуются отели категории 4 и 5*, а более демократичные объекты размещения отмечают уровни спроса, сопоставимые с прошлым годом», – говорит Яна Уханова. Очень высокий уровень спроса и загрузки демонстрируют загородные комплексы Ленинградской области. «Аналогичная тенденция наблюдалась в 2010 г., когда многие москвичи в условиях пожаров в Московской области предпочли уехать из столицы и провести отпуск в Ленинградской области», – комментирует Яна Уханова. 

Высокий уровень спроса также демонстрируют такие регионы, как Московская область, Карелия, Алтай. «При этом на всех направлениях мы видим его перераспределение с летних месяцев на сентябрь», – резюмирует Яна Уханова. 

Голые цифры: операционные показатели отельного сегмента 2020

Голые цифры: операционные показатели отельного сегмента 2020

Комментарии (0)