03 декабря 2019, 10:12
Анна Коварская / Санкт-Петербург,
За последние несколько лет в гастрономической столице России пекарен стало в разы больше, чем гастробаров. Пекарни в Питере давно стали чем-то большим, чем местом, куда заходят купить хлеб и выпечку. Теперь здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать, провести деловую встречу или детский день рождения и даже найти еду в стиле ЗОЖ.
В категории низкого среднего чека 150–250 руб. пекарни соревнуются с классическим фастфудом. У них есть свои конкурентные преимущества: в отличие от зачастую безликих фуд-кортов в пекарнях душевная, без ресторанного пафоса обстановка, аппетитно пахнет свежими плюшками и ароматным кофе. Кроме того, у потребителя растет интерес к крафтовому продукту, сделанному ручным способом, а хлеб и слойки, выставленные в витринах пекарни, – это именно такой продукт. «Гости все больше интересуются натуральными продуктами, производством полного цикла и ремесленным трудом, – считает директор по маркетингу сети «Коржов» Мария Нестерова. – Наши хлебы готовят именно таким способом, на производство одной буханки порой уходит около восьми часов ручного труда пекаря: от замеса теста и формовки до выпечки в печи».
Формат пекарни привлекателен еще и тем, что отсюда всегда можно прихватить что-то с собой, – ведь это «что-то» красиво выложено в витрине, привлекательно выглядит и само себя продает. Если гость забегает за утренним кофе, рука сама тянется за пирожным, которое поможет скоротать рабочие часы; если забредает вечером, то покупает домой багет или плюшку.
Игроки
Самой крупной сетью пекарен в Санкт-Петербурге является «Булочные Вольчека». Шесть лет назад петербуржский предприниматель Филипп Вольчек начал строить сеть бюджетных булочных имени себя (одной из его предыдущих попыток был бренд «БулкаХлеба», под которым сегодня работают 13 пекарен). На октябрь 2019-го в сети «Булочные Вольчека» 96 пекарен. Это обычно небольшие, от 40 кв. м, угловые помещения в стрит-ритейле; инвестиции в одну точку игроки рынка оценивают в 1,5 млн руб. Кроме симпатичного интерьера (который успешно стали клонировать те, кто пришел следом: много дерева, батоны с круассанами на фоне белоснежного кафеля, меню на грифельных досках, яркое освещение) и проходных локаций главная сила «Булочных Вольчека» – цены. Круассан за 45 руб., сосиска в тесте за 42 руб., гречишный хлеб за 39 руб. – на эти цифры публика к Вольчеку слетается, как на мед. Продукцию в пекарни поставляют с двух собственных производств в черте города.
Среди старожилов рынка числятся сеть Garçon, столичная сеть «Волконский», «Британские пекарни» (бывшая компания «Балтийский хлеб», основанная в 1995 г.). «Сегодня в наших пекарнях-кондитерских мы видим самых разных посетителей: молодежь с ноутбуками и пожилых людей, мам с детишками и семейные пары, заскочившие взять круассаны с собой. При этом наша целевая аудитория консервативна в хорошем смысле, они приходят к нам за давно полюбившимися тортами, так как уверены в их качестве, – говорит владелица сети «Британские пекарни» Анна Фаустова. – Любовь посетителей отражается и в финансовых отчетах, например, показатель like for like составляет в среднем 20–30%, а на некоторых локациях – до 50%. Такой успех мы связываем напрямую с большой ежедневной работой по улучшению качества продукции и сервиса. Также мы активно развиваем ассортимент, что позволяет увеличить средний чек. И, конечно, нельзя отрицать, что в целом рынок пекарен в Санкт-Петербурге активно развивается: люди все больше уходят из ресторанов в более простой и понятный формат».
Марина Яковлева, директор по маркетингу сети «Цех85»:
Не только плюшки
На рынке пекарен Санкт-Петербурга лишь один игрок, «Булочные Вольчека», выдерживает чистый формат пекарни. Остальные сети помимо продажи хлеба, слоек и кондитерских изделий предлагают гостям полноценно поесть. В меню пекарен, как правило, по три-четыре позиции салатов, супов, горячих блюд. Из-за широкой целевой аудитории и для облегчения технологичности производственного процесса блюда предлагают всем известные и в несложной подаче: ризотто и пасту, борщ и грибной крем-суп, салаты «Цезарь» и греческий. Чаще всего место для полноценной кухни в пекарнях не предусмотрено, поэтому еду привозят с центрального производства и доготавливают на месте.
Почему же гости едят в пекарнях? Причин тому много. Небольшой выбор понятных блюд, демократичная обстановка, нарядные витрины с плюшками и хлебными буханками, невысокий средний чек, быстрое обслуживание. В компании «буше» меню с салатами, супами и горячим ввели четыре года назад. Сегодня дополнительное предложение по еде, по словам коммерческого директора сети Романа Певзнера, – самая растущая категория по продажам. В «буше» предлагают пасту с моцареллой и лосось с овощами, салат с индейкой, томатный крем-суп; для наглядности в каждой точке на стенах висят красочные фото блюд с краткими описаниями. Также пользуются популярностью сыры, которые вот уже несколько лет изготавливают на собственном центральном производстве.
Многие игроки отмечают ежегодный прирост продаж в категории дополнительных продаж еды в размере 30%. «В прошлом году мы попробовали расширить ассортимент кулинарии: ввели горячие блюда, салаты, разнообразили выбор сэндвичей и поняли, что попали в цель, – говорит Мария Нестерова. – За этот год продажи выросли на 20–30%». В сети «Пуд хлеба» предложение дополнительной еды ввели в марте прошлого года. По словам руководителя сети Филиппа Васильева, выручка в этой категории за полтора года выросла на 25–30%. «В некоторых наших локациях есть категория «Кухня»: предлагаем гостям салаты, супы, горячее и сэндвичи, – говорит руководитель отдела маркетинга «БулкаХлеба» Ольга Ершова. – Предложение ввели год назад. Динамика есть, гости хотят полноценную еду, а не перекус. Пока мы в данном сегменте относительно недавно, пока доля продаж невысокая – около 10–15%, но я уверена, что потенциал большой, будем пробовать и дальше».
Марина Норкина, директор петербуржской сети «Волконский»:
ЗОЖ-запрос
По сравнению с тем же фастфудом пекарни более гибки в плане предложения и могут удовлетворять запросам различных потребителей – например, тех, кто страдает непереносимостью лактозы или глютена. Насколько гостям пекарен интересны игры в ЗОЖ? «Мы все время считываем такой запрос, но, как правило, если делаем продукт, то продаж по нему особых не видим, – признается Марина Яковлева. – Разве что альтернативное молоко сильно выросло в продажах. Наверное, когда на вывеске написано «пекарня», большая часть людей все же не ждет безглютеновых продуктов».
Восемь месяцев назад начали продавать безглютеновый хлеб в сети «Волконский». «Периодически устраивали дегустации, чтобы приучать гостей к новому продукту, – говорит директор петербуржской сети Марина Норкина. – Пока высокого спроса на безглютеновый хлеб и другие ЗОЖ-позиции мы не наблюдаем. Да, хлеб обходится в 250 руб. за буханку, но мы уверены в качестве продукта: производство безглютенового хлеба разнесено с основным, нет ни малейшего пересечения с традиционной мукой, и это важно. Набирает популярность печенье из полбы, за ним прямо возвращаются, даже берут для деток с аллергией. Введем на днях злаковый круассан на солоде и воде – думаю, это будет хит». По словам руководителя отдела маркетинга «БулкаХлеба» Ольги Ершовой, всегда есть гости, которым нужны низкокалорийные десерты и отсутствие глютена, но пока этот запрос все-таки небольшой, и активно ЗОЖ-ассортимент в сети не развивают.
Роман Певзнер, коммерческий директор сетей «Буше» и «Теплого хлеба и под одеяло»:
Выпуск журнала:
Теги: